1. Идеи досуга
  2. Какой фильм посмотреть

Обратная сторона советского кинематографа: ТОП-15 «других» фильмов

советский арт-хаус

Понятие «арт-хаус» пришло в отечественный лексикон сравнительно недавно, но достойные «другие» фильмы снимали и до распада СССР. Подобное явление можно назвать поистине уникальным, ведь в те далекие времена выпустить неидеологическую ленту в широкий прокат было практически нереально. В полуподпольных киностудиях сформировалась целая плеяда талантливых режиссеров, работы которых достойны внимания зрителей.

1. Андрей Рублев, 1966

На первом месте моего личного хит-парада находится великолепная картина Тарковского. Уму непостижимо, как атеистическая цензура пропустила фильм с явным религиозным подтекстом. «Андрей Рублев» - не простой рассказ-биография, он является историей о непростой жизни в Средневековой Руси, проблемах и думах, занимающих мысли художника. Внутренний мир человека «с божьей искрой» живо откликается на социальные проблемы общества. Чтобы написать икону необходимо близко подойти к нуждам многострадального народа, пережить аналогичные терзания и муку православной души.

андрей рублев

2. Белая птица с черной отметиной, 1972

70-е годы прошлого века стали эпохой возрождения украинского кинематографа. В данном, не побоюсь этого слова, произведении искусства описывается быт деревенской многодетной семьи. Перед просмотром может показаться, что зрителя ожидает банальная сказка, но уже после первого кадра приходит понимание философской глубины киноленты. Говорить о последствиях голодомора категорически запрещалось. Поэтому отображенная на экране необходимость отдать сыновей в батраки сама по себе прецедент и вызов советской пропаганде. Попытка избежать обнищания заставила любящего отца проститься с собственными детьми. «Белая птица с черной отметиной» цепляет струны в сердце, вытягивая пронзительные ноты жалости.


белая птица

3. Я - Куба, 1964

Юные умы романтизируют революционные манифесты, вместе с тем они не учитывают, что все без исключения восстания были спровоцированы жестокостью и несправедливостью. Человеческое терпение имеет свой предел. До выхода ленты Михаила Калатозова Куба воспринималась как чудесная страна с экзотическими пальмами и зажигательными песнями. Однако в этом государстве состоятельные люди никогда не сталкиваются с нищетой населения, готового продаться в рабство за корку хлеба. Капиталистам плевать на жизни пролетариев, они судят и рядят по собственному усмотрению, «права» и «свобода» для них пустые слова. Не удивительно, что подобное отношение взрастило поколение повстанцев, объявивших войну насквозь прогнившей системе.

я-куба

4. Подранки, 1976

Музыка, тесно переплетена с сюжетом, она сопровождает каждый жест главных героев, усиливая впечатление от картины. Писатель Алексей Бартеньев возвращается в родной город в поисках утраченных родственников. Отрывочными эпизодами перед зрителями предстают ужасные картины послевоенной разрухи. Фильм актуален даже спустя десятилетия после премьеры. Он призван напоминать молодежи о страшных голодных годах, которые пережили наши бабушки и дедушки. «Подранки» учит не взирая ни на что оставаться сильными, находить положительные моменты и искренне радоваться жизни. При этом отсутствует свойственная советскому кинематографу пафосная атмосфера, персонажи нарисованы сочно, живо и максимально приближены к реальности.

подранки

5. Родник для жаждущих, 1965

Мы стремимся скорее стать взрослыми и покинуть отчий дом, но редко кто задумывается о чувствах забытых нами родителей. Старик Сердюк проводил в вольное плаванье своих сыновей. Решив, что его земные дела выполнены в полной мере, он сколотил гроб и начал готовиться к смерти. Заросший колодец – сюрреалистическая метафора ценности личности. Пока в человеке нет нужды, он ветшает, его душу «заносит песком», а тело разбивают неурядицы. Стоит окружающим проявить малую толику неподдельного интереса, как происходит моральное и физическое восстановление. В финальной сцене картины Сердюк решительными ударами разбивает свой гроб и чинит обветшалый колодец.

родник для жаждущих

6. Зеркало, 1974

Страх перед потерей пронзает главного героя киноленты Тарковского. С каждым новым днем он отмечает степень отдаления родных и близких, взаимопонимание истирается невидимым ластиком, на смену любви приходит колючая отчужденность. Единственным выходом становится возврат к ярким детским воспоминаниям и попытки найти опору в прошлом. Режиссер попытался передать эфемерные понятия: время, сны и мысли. Ему удалось создать образы, лежащие вне рамок человеческого понимания, именно это сделало «Зеркало» завершенным шедевром «иного» киноискусства. Я увидела на экране собственное отражение и нисколько об этом не пожалела.

зеркало

7. На край света, 1975

Желание скрыться от всех проблем знакомо всем людям вне зависимости от возраста. Мальчик Володя устал от чрезмерной опеки, его непомерно раздражают извечные назидания родственников. Он и девочка Сима решаются на отчаянный шаг – уйти из дома. Побег «на край света» оборачивается чередой поучительных приключений и невероятных знакомств. Фильм в первую очередь освещает морально-этическую сторону поиска смысла жизни и бесконечного процесса самопознания. Вместе с главным героем зрители откроют новые горизонты и пересмотрят главенствующие приоритеты.

не край света

8. Долгие проводы, 1971

Сложно описать словами безграничную материнскую любовь. Сын Саша был для главной героини всем, но он подрос и стал меньше нуждаться во внимании. Разведенная женщина впервые за много лет выделила время для личного, у нее появился поклонник. Поездка ребенка к биологическому отцу и желание Саши переехать стало ножевым ударом в сердце матери. Картина Киры Муратовой – это исповедь, выставление обнаженных чувств на показ широкой публике. Обыденная мелодрама имеет своеобразную поэтическую структуру. Неистовое желание отсрочить расставание и стремление избежать горькой утраты заставляют плакать навзрыд. Промозглые пейзажи осенней Одессы только усиливают впечатление безысходности. Лишь одно мгновение героиня была счастлива...

 долгие проводы

9. Жена керосинщика, 1988

Драма происходит в мрачном, богом забытом городке в районе Восточной Пруссии. Фатальная ошибка погубила карьеру двух братьев. Переливание крови неподходящей группы вызвало смерть маленького пациента. В результате продолжать врачебную практику Удальцовы не вправе. Один из них становится председателем горсовета, а другой – простым керосинщиком. На более «удачливого» брата поступил донос, разобраться с которым обязан следователь районного центра. Все персонажи в какой-то мере списаны с библейских притч, назиданий классиков философии и литературы. Пересказывать повесть бессмысленно, чтобы понять смысл необходимо увидеть картину собственными глазами.

 жена керосинщика

10. Сто дней после детства, 1975

В жизни обычного советского подроста Мити наступил переломный момент. В стенах пионерского лагеря он знакомится с удивительной девочкой Леной и познает все прелести и беды первой любви. К сожалению, избранница главного героя отдает предпочтение другому, назревает нешуточный конфликт. Ленту трудно назвать детской, она рассчитана на более зрелую аудиторию. Фильм несколько идеалистический, но подобная характеристика не мешает донести до адресата всю чистоту и поэзию взросления.

сто дней после детства

11. В четверг или больше никогда, 1977

Врач Сергей Андреевич помолвлен, перед свадьбой он решает навестить свою мать, работницу заповедника в глубинке. Почему-то молодой человек отговаривает будущую супругу и отправляется на Родину в гордом одиночестве. Причины действий Сергея открываются несколько позже. Как оказалось в провинции живет близкая знакомая главного героя, ждущая от него первенца. Естественно, что беременной девушке никто не удосуживается сообщить о помолвке, более того Сергей не испытывает никаких угрызений совести. Сложная история о человеке, мнящим себя выше социальных норм.

в четверг или больше никогда

12. Мой друг Иван Лапшин, 1984

Криминальная и увлекательная история, увиденная девятилетним мальчиком и рассказанная им спустя несколько десятков лет. Город терроризирует безжалостная банда, поймать и наказать подонков способен лишь решительный и волевой начальник сыска Иван Лапшин. Бескомпромиссность и целеустремленность служителя закона граничат с манией. Отдельно следует отметить игру актеров, они не воспроизводят, а проживают судьбу персонажей. Сцены выглядят гиперреалистично, черно-белые кадры символизируют образы, возникающие в человеческой памяти. Стопроцентное авторское кино, так бы я охарактеризовала работу Алексея Германа.

мой друг иван лапшин

13. Город зеро, 1988

Рядовая командировка обернулась для инженера Алексея Варакина чередой невероятно странных встреч. Он попадает в фантасмагорический город, открывающий перед посетителем свои тайны, таким образом, что тот перестает различать вымысел и действительность. Карен Шахназаров задумывал фильм как абсурдную комедию, но в результате получил философский трактат. «Город зеро» доказывает, что будничная обыденность не такая, как нам представляется, если немного присмотреться она наполнится сомнениями и двусмысленностями.

город зеро

14. Одинокий голос человека, 1978

Фильм был признан безнравственным и антисоветским, только чудо спасло его от уничтожения. Дебютная режиссерская работа Сокурова пропитана недюжинным человеческим опытом, дающим понять степень личностной зрелости автора. Красноармеец Фирсов возвращается домой после войны, он не может стереть из памяти ужасы фронта. Чувства к медсестре Любе становятся тонкой путеводной нитью, направляющей героя к мирной жизни. Персонажам хочется сопереживать, их воспринимаешь как родных людей. Режиссер на пленке смог отобразить одиночество и усталость двух сломленных душ, их стремление к наивному и простому счастью.

одинокий голос человека

15. Тени забытых предков, 1964

Быт и традиции гуцульщины колоритно отобразил в своем бессмертном творении Сергей Параджанов. Романтическая привязанность возникла между Иваном и Маричкой, украинскими аналогами Ромео и Джульетты. Их семьи враждуют на протяжении многих лет, влюбленных разделяет несокрушимая стена. Главный герой вынужден отправиться на заработки, вернувшись в отчий дом, он узнает, что Маричка погибла. Ничто не способно сгладить неистовую боль Ивана, со временем она перерастает в безумие. Фильм наполнен трагизмом до краев, минутные проявления радости тонут в вязкой пучине горестей и напастей.

тени забытых предков

Жанр арт-хаус самобытен, уникален и наполнен скрытым смыслом. Его необходимо смотреть вдумчиво, с жадностью ловить каждую реплику героев. Лучшие образцы «другого» советского кинематографа станут пищей для вашего ума.

    Идет загрузка