Реальность сказки – фотомиры Луиса Бельтрана (ФОТО)
Бельтран – испанский фотограф. Луису 43 года, живет в городе Валенсия. Техника Бельтрана – фотомонтаж. Работы фотографа популярны не только на родине, но и в Америке и во Франции. В этих странах галереи соревнуются за право выставлять фотокартины Бельтрана.
Своими снимками Луис позволяет зрителю отрешиться от ежедневной суеты и почувствовать вечное, красивое, сказочное. Фотограф говорит, что посвящает свои работы мечтателям, живущим в фантастических мирах и людям, которые, видя красочные сны, не хотят просыпаться по утрам. Себя Луис называет фотографом и рассказчиком. И правда, каждый кадр – это отдельная история, часть сказочного мира Луиса.
За неровной линией горизонта прячется дом. Так возникает ощущение тайны: зритель видит только крышу, а все остальное скрыто от взгляда. Небо на фото – полностью фантастическое. Кажется, что оно нарисовано коричневым карандашом. Контраст этого снимка не только в цветах, но и в фактуре: земля здесь «плавная», «гладкая», а небо – «неровное», как будто шершавое. Жизнь, по мнению фотографа – именно такая: не всегда ровная, но в этом ее прелесть. Поэтому птица на фото стремится ввысь – к небу, к жизни.
«Три кита» творчества фотографа – это цветовая гамма, игра со светом и контрастами. Любимая палитра фотографа – теплые оттенки коричневого и фиолетово-серые цвета. Коричневый в психологии – цвет уединения, чувствительности, комфорта, спокойствия и отдыха от бешеного ритма города. Именно такое настроение дарят снимки Бельтрана. В них правят тишина и неземная возвышенность. А еще коричневый вместе с зеленым – самые «природные» цвета, поэтому они приятны для глаз. На этом фото цвета приглушенные, но при этом – насыщенные. Так создается «глубина» снимка. «Смазанность» кадра тоже имеет свой смысл – так показывется движение, здесь бабочка – в полете, она еще не села, а только приближается к ветке.
На этих снимках Бельтран экспериментирует со значением коричневого: природа (сова) совмещается с городской технологичностью. Лес же освещается не солнцем, а лампочкой.
Фиолетовый считается самым загадочным цветом, цветом непостоянства – ведь в нем соединились противоположности: агрессия красного и спокойствие синего. Это цвет мистики, интуиции, творчества, противоречий реального и фантастического. Луис полностью передает значение фиолетового в снимках: сказочный замок, овеянный тайной под покровом ночного неба. Лабиринт создает атмосферу неприступности – не каждый раскроет фиолетовую тайну замка.
Слон – очень древний символ. Во многих восточных культурах это почитаемое, священное животное. Слону приписывали самые лучшие качества, это животное символизирует счастье, достоинство, мудрость, непоколебимость, благополучие, силу и власть… Перечислять можно бесконечно. А в Европе средневековья слон считался сказочным животным, существующим только в фантастических рассказах. Такое понимание слона Бельтран отображает в своих работах. Это фото называется «Прогуляйся со мной»: девочка со слоном отправляются в сказочное путешествие. На втором снимке однотонные слоны находятся в центре композиции, а вокруг них – пестрая природа.
Почему на многих фотографиях туман? Бельтран говорит, что ассоциирует туман с вечностью. Человек не видит, где начинается и где заканчивается туман, точно так же безгранична и вечность. И так же загадочна. А еще туман – символ защищенности. Он «обволакивает» картину, добавляя снимку уюта. На этой фотографии образ туман переплетается с рекой: зритель сам решает где находится парусник – плывет по реке или парит в небе.
Все творческие люди обращаются к теме полета. У Бельтрана даже рыбы свободно летают. На снимках профессиональных творцов каждая деталь имеет значение. Обратите внимание на двери, ведущие в комнату, окна и батарею. Они волнистые. Так возникает двойное значение: возможно, это фантастика – рыба плывет в воздухе, все вокруг – нереальное. А возможно, мы видим помещение под водой – поэтому картинка «идет волнами».
Критики искусства отмечают романтизм фотографий Бельтрана. Благодаря фантастике романтизм становится особенно заметным, ведь фотограф не скован рамками реальности. Это фото построено на контрасте: дом и небо – холодные, даже враждебные, а в окне – теплый свет. Так Луис показывает, что светлые чувства побеждают холодную реальность.
Луис любит передавать на снимках развитие, стремление верх. Небольшой цветок преодолевает бетон, совсем скоро он сможет распуститься. Тонкий стебелек говорит зрителю: нет ничего невозможного, главное – вера в себя.
Фотограф обращается и к городским пейзажам. Улица у Бельтрана – живая. На стенах домов поселились растения, а асфальт отражает солнце. Этим снимком фотограф хотел донести идею «света в конце туннеля». Улица, как туннель, тянется вдаль, к солнцу, настолько яркому, что его лучи заслепляют все вокруг. И к этому свету медленно идет человек, отбрасывая длинную тень. Тень здесь – символ длинного, иногда тернистого пути, но такой путь всегда приводит к солнцу.
На черно-белых снимках – все те же любимые идеи Бельтрана: движение только вперед, земля и небо. Каждый фотограф пытается справиться со сложной задачей: передать в неподвижном кадре движение. Успешная попытка означает высокое мастерство. Луису прекрасно удалось сделать фото «ветряным». Если всмотреться в кадр, становится ясно, что неподвижны на нем только овечки. Все вокруг них – в движении, созданном ветром.
Бельтран ценит не только движение, но и неподвижность симметрии. Это фото понравится перфекционистам – в нем все идеально, здесь королева – пропорция.
Мечтайте – и сказка окажется рядом!