Как трансформируется искусство в России: от современных технологий до возвращения к корням
Искусство — живой организм, который постоянно эволюционирует и меняется. Меняются художники, меняются их творения. Чтобы разобраться в этом динамичном процессе, понять, каким стало современное искусство в России и куда оно движется, мы поговорили с Николаем Козловым, основателем галереи ARTMAISON и организатором множества арт-проектов.
Как меняется искусство в галереях
После распада Советского Союза в России наблюдался большой интерес к западному искусству. Российские художники стремились учиться у европейских коллег, в то время как зарубежные галереи и художники активно заходили на российский рынок, создавая совместные проекты.Последние 10 лет характеризовались повышением активности в сфере современного искусства в России. Новые формы представления произведений искусства в арт-галереях отличаются от традиционного подхода музеев, которые тяготеют к более консервативной презентации. Современные галереи отличаются экспериментальным подходом, широким использованием перформансов, мультимедийных проектов, нестандартных визуальных решений. Этот тренд отражает стремление уйти от классического прочтения искусства и расширить границы его восприятия.
Хороший пример таких изменений — выставка Manifesta в 2014 году в Эрмитаже, которая отличалась от традиционных выставок в музее и включала в себя инсталляции, объемные объекты и мультимедийные компоненты. Однако в последнее время в связи со сложной геополитической ситуацией взаимодействие с зарубежными художниками и галереями стало более сложным и дорогостоящим из-за ограничений на перевозку работ.
На фоне изменений в подходе к организации выставок стала особенно популярна такая форма представления искусства, как инсталляции. Создание инсталляций – трудозатратный творческий процесс, но в то же время такие объекты недолговечны. Их существование ограничено временем выставки, при этом зритель получает от них более интенсивный опыт с эмоциональной точки зрения.
Некоторые инсталляции становятся символами городов. Например, надпись «Россия начинается здесь» под стенами Псковского Кремля. В 2015 году в рамках фестиваля искусств “Заповедник” на набережной реки Великой установили инсталляцию “Россия” из букв, венчавшихся снесенную в 2006 году московскую гостиницу “Россия”. Через год под аккомпанемент пианиста Дениса Мацуева была торжественно открыта обновленная световая инсталляция. К знаменитой на всю страну надписи “Россия” добавили “начинается здесь”. Так сама по себе красивая инсталляция приобрела смысл, отсылающий зрителя к истории страны. По легенде, в середине X века Псков был основан княгиней Ольгой, первой правительницей Руси, принявшей христианство.
В конце 70-х в СССР завоевала популярность нестандартная форма представления искусства - перформансы. В то время художники не имели возможности свободно самовыражаться, а работали в рамках социального заказа государства. Но на выставках им выпадал шанс показать разовое “действие”, при этом не оставляя следов хулиганства. Чаще всего поднимались темы политические и социальные. У художников была уникальная возможность поделится своими мыслями и чувствами со зрителями.
Зрители перформансов, как правило, не просто наблюдают, а активно включаются в происходящее, получая яркие эмоции. Это свойственно не только российской публике, но и людям вообще, потому что участие в шоу, попадание в эпицентр события всегда вызывает особый отклик.
После того, как в 1964 году Йоко Оно представила в Токио свой знаменитый перформанс «Отрежь кусок», она повторила его пять раз в течение 40 лет. В этом провокационном действии зрителям предлагалось отрезать кусок ее одежды, что символически сокращало дистанцию между художником и аудиторией. По словам вдовы Джона Леннона, этот жест подчеркивал взаимозависимость между творцом и зрителем, где художник отдает столько, сколько желает взять от него аудитория.
Перформансы уникальны тем, что они требуют полного погружения в процесс, а не просто наблюдения с дистанции. Необходимо быть в самом центре действия, чувствовать атмосферу, дышать одним воздухом с участниками. Поэтому неудивительно, что публика спрашивает о перформансах на выставках, стремясь получить более полный и эмоциональный опыт от взаимодействия с искусством.
Один из самых известных в мире российских перформансов был показан на берегу Финского залива в 2019 году. Руководитель оркестра незрячих музыкантов Данила Большаков исполнил произведение Макса Рихтера на горящем, в прямом смысле слова, пианино. Смысл перформанса заключался в том, чтобы показать, что у человека и инструмента разная судьба.
Таким образом, современное искусство дополняет традиционные формы, такие как живопись, инсталляциями и перфомансами. Это отражает стремление участников арт-мира к нестандартным решениям, динамичному взаимодействию со зрителем и более глубокому проникновению в пространство и время. В пространстве галерей гармонично объединяются вечное и мимолетное.
Например, в нашей галерее в сентябре начинается большой проект «Семь грехов и семь добродетелей». По сути – крупный перформанс, состоящий из 28 мероприятий. В его рамках будет создано 28 мультимедийных портретов в различных художественных стилях. Эти картины представят зрителям разные грани человеческой природы: добродетели и грехи, воплощенные в мужских и женских образах. Перформанс длиною в четыре месяца плавно перейдет в мультимедийную выставку в январе 2025 года. Каждый образ будет реализован в определенном художественном стиле.
Путешествие по выставке начнется со знакомства с классическим реализмом, затем перейдет к прерафаэлитам, импрессионизму, символизму и модерну. Продолжится экскурс в эпоху авангарда: фовизм, кубизм, дадаизм, русский авангард и ар-деко. Экспозиция завершится путешествием в мир сюрреализма, экспрессионизма, абстрактного импрессионизма и поп-арта. Но это будет не просто галерея картин. С помощью QR-кода, расположенного рядом с каждым портретом, зрители смогут погрузиться в дополненную реальность. Каждая картина станет входной точкой в уникальный виртуальный мир, где персонаж расскажет свою историю, раскроет свои мысли и чувства, поделится своим опытом.
Новейшие тенденции в творчестве русских художников
Возвращение с Запада и самоорганизация в России
Сейчас российское искусство переживает период перемен. В условиях сложной геополитической ситуации многие художники, ранее работавшие на Западе, возвращаются в Россию. Реализоваться за рубежом удалось лишь немногим, в то время как большинство столкнулось с ограничениями и неудобствами.Но и в России среди художников существует острая конкуренция за место под солнцем. Количество талантливых и перспективных творцов значительно превышает количество галерей, готовы представить их работы публике. В этой ситуации художники находят новые способы самовыражения, выходя за рамки традиционных выставочных пространств. Кафе, рестораны и другие общественные места превращаются в необычные площадки для искусства.
Такое сотрудничество выгодно обеим сторонам. Художники получают возможность представить свои работы широкой публике, а площадки обогащаются уникальными художественными инсталляциями, которые позволяют периодически обновлять интерьер и создавать творческую атмосферу.
Яркий пример такой коллаборации — международный аэропорт «Пулково-2» в Санкт-Петербурге, где в залах прилета и ожидания периодически проводятся выставки. Это позволяет пассажирам ознакомиться с современным искусством в неформальной обстановке и на время отвлечься от дорожной суеты.
Российское искусство активно ищет новые площадки для своего развития, выходя за пределы традиционных галерей и музеев. Использование нестандартных пространств для представления художественных работ позволяет делать произведения искусства более доступными для широкой публики и создавать новые форматы взаимодействия между творцами и зрителями.
Обращение к истокам
Художники, будучи людьми крайне восприимчивыми к переменам, мгновенно реагируют в своем творчестве на происходящее вокруг. Они наполняют свои работы символизмом, отвечающим духу времени. В современной живописи лейтмотивом прослеживается возвращение к истокам.В современном искусстве заметна тенденция возвращения к национальной идентичности. На полотнах появилось много «русскости», но не в советском стереотипном представлении, а в обращении к исконно русской культуре, формировавшейся веками. Это не только про березки и кокошники, а про более глубокое понимание русского духа, его меланхолии и надежды, смелости и удали.
Художники, уловившие этот неповторимый «русский дух» в своих картинах и нашедшие отклик в сердцах зрителей, получают особое признание в условиях высокой конкуренции. Их работы откликаются в душах тех, кто ищет родное, понятное и близкое — что-то, что трогает не только разум, но и сердце.
Один из наглядных примеров – картина Марии Барковской “Черная прорубь. Зима”. Она завораживает своей атмосферой и вызывает целый каскад ассоциаций, близких русскому характеру. Только сильный духом человек может искупаться зимней ночью в проруби. Смелость при этом сопровождается задором и радостью, присутствуют атрибуты наступающего нового года – апельсины и бутылка шампанского. Таким образом, картина отражает философию русской души, которая заключается в умении преодолевать трудности с бесстрашной улыбкой на лице.
Примечательно, что коммерческий интерес у галеристов и коллекционеров часто вызывают те работы, где считывается «русскость».
Искусство становится ближе
Еще один тренд — это то, что искусство становится доступнее. В 90-е годы дизайнерская мебель, например, кресло Versace, считалась верхом роскоши и воспринималась сама по себе как произведение искусства. Сегодня взгляды общества изменились. Украшать интерьер квартиры или офиса объектами современного искусства стало не просто данью моде, но и признаком хорошего вкуса.Рынок современного искусства предлагает широкий выбор работ на любой вкус и бюджет. Цены на хорошие картины начинаются от 100 тысяч рублей, что делает их доступными для широкого круга покупателей. Если кто-то хочет выбрать картину или скульптуру себе в интерьер или в частную коллекцию, то стоит обратиться в галерею, где опытные консультанты помогут сделать правильный выбор с точки зрения как художественной, так и инвестиционной ценности.
Помимо визуальной привлекательности, обратите внимание на смысловую нагрузку работы. Картина, будоражащая сознание и вызывающая глубокие эмоции, сохранит и приумножит свою ценность с течением времени. Хорошим примером может стать еще одна работа из нашей галереи — «Диалог сердца и ума» Светланы Ананьиной. По большому счету, это картина о философии, не просто изображение, а приглашение к философскому диалогу. Она уникальна тем, что обращается к разным возрастам и опыту. Взрослый увидит в ней отражение своих мыслей о жизни, о противоположностях и сложности выбора. Ребенок же удивится яркой голубке и почти невидимому ворону, задав вопрос, почему один сияет, а другой спрятан в тени.
Однако не обязательно быть экспертом в искусстве, чтобы выбрать картину в свою спальню. Задайте себе вопрос: «Будет ли мне приятно видеть это изображение, когда я открываю глаза?». А дальше доверьтесь своей интуиции.
Коммерческая составляющая искусства обретает важность
Еще один тренд — усиление коммерческой составляющей современного искусства. Российский арт-рынок демонстрирует устойчивый рост, хотя и занимает пока что скромную долю (всего 1,5%) на международной арене. Однако движение в правильном направлении очевидно.Международные ярмарки современного искусства, такие как Cosmoscow, Art Russia и blazar, уже закрепили свои позиции на рынке и сформировали устоявшуюся политику проведения мероприятий. Несмотря на изменения в культурном обмене, участие в них не стало проще. Условия участия определяются не галеристами, а организаторами, что делает доступ к сцене со зрителем более избирательным.
Российские художники имеют возможность представить свои работы на этих платформах, но для этого необходимо соответствовать определенным критериям и удовлетворять требованиям организаторов.
Недавно в Москве открылась пока небольшая, но перспективная ярмарка современного искусства |catalog|. Главный критерий ее успешности — высокие продажи относительно масштаба мероприятия. Организаторами ярмарки выступили сами галеристы. Они лично определяют идеологию формирования стендов, где лучшим критерием является самоцензура. И уже очевидно, что адекватность представляемого искусства отзывается в сердцах коллекционеров и ценителей.
Для того, чтобы арт-рынок не только стал оживать, но и расцветать, его должно быть много. Важно отказаться от привычки ориентироваться на Запад и найти собственные опоры, основанные на национальной идентичности.
Сейчас наблюдается рост интереса к русскому искусству, что создает благоприятные условия для развития рынка. Однако важно не только следовать тенденциям, но и предлагать новые, нестандартные концепции. Красота без глубины и мысли не принесет реальных результатов.
Важно помнить, что общество и искусство тесно взаимосвязаны. Чем больше людей будет стремиться соприкоснуться с искусством, тем ярче и разнообразнее оно станет.
Российское искусство должно отражать жизнь во всем ее многообразии, не опасаясь смешивать красоту и смыслы с чувством юмора. Только так оно сможет расправить крылья и взлететь на новую высоту.