Черно-белая магия с налетом криминала: 20 фильмов в жанре нуар

Циничный детектив, соблазнительная роковая красавица, свистящие над головой пули, черно-белый антураж, полуосвещенные улицы, безумная любовная страсть, заключенная в рамки опасности, – если вы встретили все это в кинокартине, знайте, перед вами самый что ни на есть настоящий нуар.

Термин "нуар" был придуман в 1946 году французскими критиками для описания зарождающегося движения преимущественно черно-белых голливудских фильмов с мрачными, пессимистическими темами и фирменными мотивами, такими как: отчужденные антигерои, залитые дождем улицы, темные тени и сексуальные роковые женщины. Углубляясь в происхождение самого определения, можно встретить много предположений о том, что же такое "нуар" на самом деле. Некоторые утверждают, что это – жанр, другие предполагают, что больше тон или настроение фильма, а третьи подчеркивают характерный визуальный стиль, который выделяет картину из сотен остальных.

Золотой эрой классического черно-белого кино принято считать период с начала 1940-х до конца 1950-х годов. Предлагаем вам на время погрузиться в эту восхитительную эпоху и посмотреть 20 величайших нуаров всех времен.

1. "Убийцы", 1946

Реж. Роберт Сиодмак

Один из самых знаковых фильмов в своем жанре. Базируясь на одноименном рассказе Э. Хемингуэя, лента является, скорее, его вольной интерпретацией с размышлениями на заданную тему. 11 флешбэков тесно вплетены в сюжет, заставляя зрителя перемещаться во времени, чтобы более ясно осознать причины главного конфликта картины.



Экс-боксер и грабитель Оле Андерсен aka Швед погибает от рук наемных убийц. Награбленные сбережения он оставляет сексуальной горничной отеля, в котором жил незадолго до смерти. Страховой агент Джим Риардон начинает собственное расследование, пытаясь узнать причину трагической гибели Шведа. Фильм стал дебютом для исполнителей главных ролей – Авы Гарднер и Берта Ланкастера, а также получил четыре номинации на премию "Оскар".

2. "В укромном месте", 1950

Реж. Николас Рэй

Кинокартина Николаса Рэя занимает особое место в истории психологического нуара. Это – изысканный триллер, в котором главные герои мечутся в плену собственных чувств и эмоций. Диксон Стил – успешный голливудский сценарист, который только что получил задание адаптировать один из популярных бульварных романов для кино. Его знакомая, Милдред, как оказалось, читала этот роман, и Диксон приглашает ее в гости, чтобы обсудить фабулу известного произведения.



Но повороты судьбы оказываются похлеще любой вымышленной истории. На утро Милдред находят мертвой. Последний, кто ее видел – Диксон. Отныне он – главный подозреваемый в деле об убийстве, к которому все относятся с недоверием и даже презрением. И лишь Лорел Грей верит в невиновность известного сценариста. Она и обеспечит мужчине алиби. Но не пожалеет ли девушка о своем поступке?

3. "Лора", 1944

Реж. Отто Премингер

Один из лучших кинодетективов в истории Голливуда, основанный на одноименном романе американской писательницы Веры Каспари. Молодого сыщика посылают расследовать необычное преступление – смерть известной богатой предпринимательницы и первой красавицы Лоры Хант. Чем больше лейтенант полиции Макферсон узнает об убитой, тем больше он ею очаровывается.



Особенно покоряет мужчину огромный портрет в доме Лоры, с которого на него смотрит прекрасная, сексуальная красавица. Главная героиня, которую исполнила непревзойденная Джин Тирни, практически отсутствует на экране в большей половине фильма. О ней говорят, вспоминают, эротизируют и рассматривают, как девушку непостижимой красоты. Но вот для влюбленного детектива наступает момент истины: портрет Лоры как будто оживает...

4. "Из прошлого", 1947

Реж. Жак Турнер

Мрачный, экзистенциальный нуар, который и не мог получится более легким и светлым, ведь снял его заслуженный мастер ужаса и саспенса – Жак Турнер.  Джефф Бейли живет тихой жизнью в пригороде Бриджпоинта. У него есть небольшой бизнес, прекрасная девушка, и никаких свистящих пуль над головой. Но вот фигура из прошлого грозит разрушить тихое счастье Джеффа. Теперь мужчине предстоит окунуться в свое прошлое, полное опасностей и страстей.



Главный герой, по задумке режиссера, представляет собой человека, который парадоксальным образом бросает вызов судьбе, при этом абсолютно принимая ее. И тут есть над чем задуматься увлеченному зрителю. Кстати, одну из ключевых ролей фильма – гангстера Уита – сыграл непревзойденный Кирк Дуглас.

5. "Мальтийский сокол", 1941

Реж. Джон Хьюстон

Фильм Джона Хьюстона, который базируется на культовом романе Дэшила Хэммета, по праву считают образцом нуара, ведь он собрал воедино все главные составляющие жанра: блестящих актеров, знаковое освещение, великолепный интригующий сценарий и отличную режиссуру, которая сделала ленту динамичной и захватывающей. Сюжет вращается вокруг поиска ценного исторического артефакта – статуэтки с изображением мальтийского сокола.



К тому времени, как лента вышла на экран, нуары обзавелись определенными стереотипами, в частности, в отношении главного персонажа: детектива, или частного сыщика, обычно независимого человека, который сотрудничал с полицией и лишний раз предпочитал не "марать" руки. Сэм Спейд из "Мальтийского сокола" стал прообразом нового, циничного, но романтичного парня-антигероя, который пойдет на все, чтобы заработать денег или устроить свидание с дамой. Он не носит оружие, но обязательно использует его, если подвернется такая возможность.

6. "Гильда", 1946

Реж. Чарльз Видор

Величайшая роковая женщина, восхитительная, сложная – Гильда, чье загадочное прошлое опутывает всех, кто встречает ее на жизненном пути, является знаковой и неотъемлемой фигурой классического нуара. Этот соблазнительный образ эталонной красотки появился благодаря великолепной актерской игре одной из главных актрис золотой эпохи Голливуда – Рите Хейворт.



Фильм режиссера Видора – типичная смесь криминала и мелодрамы. Владелец казино в Буэнос-Айресе Балин Мандсон приказывает своему приспешнику Джонни Фарреллу присматривать за его новой женой Гильдой, не подозревая, что у пары когда-то был бурный роман.

7. "Женщина в окне", 1944

Реж. Фриц Ланг

Фриц Ланг любит испытывать героев, помещая их в нестандартные ситуации, которые проверяют на прочность или поддают сомнению убеждения персонажей картины. Так, например, произошло и с профессором Ричардом Ванли – главным героем драмы "Женщина в окне".



В первой сцене фильма Ванли читает классу лекцию о том, как закон по-разному интерпретирует убийство, чтобы показать множественные причины совершенного преступления. Например, профессор указывает на отличия преступления ради наживы и в результате самообороны. Совсем скоро главному герою придется на практике проверить свою теорию, ведь впереди его ждет встреча с настоящей роковой красоткой и череда стремительных трагических событий, которые она повлечет за собой.
    Идет загрузка