За кадром: 7 знаменитых женщин-операторов в истории кино
1. Эллен Керас
Эллен считается чуть ли не самой известной женщиной-оператором в Голливуде, работает с именитыми режиссерами, неизменно собирает урожай почетных наград за свои фильмы, и при этом специального образования она не имеет. Напротив, девушке пророчили карьеру ученной, а сама она закончила факультет антропологии. В кино Керас пришла из документалистики, ведь ее научные изыскания нужно было снимать. Так шаг за шагом она отдалялась от науки и приближалась к кинематографу.Сейчас Эллен работает практически во всех жанрах, не забывая время от времени снимать и для любимого документального кино. Например, за операторскую работу в этом жанре, за съемки фильма «Предательство», она получила премию «Оскар». На фестивале «Санденс» ее трижды номинировали, как лучшего оператора, в том числе, за совсем гениальный фильм «Вечное сияние чистого разума». С Керас работали Скорсезе, Мендес, Джармуш, и женщина-режиссер София Коппола тоже.
Фильмы: «Вечное сияние чистого разума», «Кокаин», «Кофе и сигареты», «Анализируй это».
2. Рид Морано
Эта хрупкая на вид девушка – не просто гениальный оператор (как говорят критики), но еще и член Американского общества кинооператоров, даже самый молодой его участник. Вообще, в этой ассоциации всего 14 женщин за 350 мужчин. Стилю Рид Морано присуща насыщенная картинка, глубина, неспешность. Из последних ее работ, вы, возможно, видели музыкальный сериал «Винил» – пестрый и красивый.Но вообще Морано выступает больше по независимому кино. Она также в 2015 году дебютировала в качестве режиссера собственного фильма «Луговая страна». А вот ее операторская работа в фильме «Замершая река», была номинирована на «Оскар». Еще она снимала хипстерский и очень стильный «Убей своих любимых» с подросшим Гарри Поттером – Дэниэлом Рэдклиффом.
Фильмы: сериал «Винил», сериал «Развод», «Третий акт», «Убей своих любимых», «Замершая река», «Заткнись и играй хиты».
3. Наташа Брайер
Наташа – горячая и страстная кровь, рожденная в Буэнос-Айресе, а работает по всему миру. Она снимает в Европе, США, Австралии. В Перу и Франции. В Испании и Англии. По-настоящему известной ее сделала операторская работа в фильме «Молоко скорби», который получил главную награду на Берлинском кинофестивале и был номинирован на «Оскар». После выхода картины «Ровер», критики сошлись во мнении, что Наташа не снимает – она пишет шедевры, где каждый кадр является произведением искусства.Достаточно посмотреть фильм, снятый ее рукой, «Неоновый демон». Можно сколько угодно спорить насчет его сюжета и идеи, но красота съемки не поддается никаким возражением, а от операторской работы захватывает дух. Визуальный ряд «Неонового демона» очаровывает и при этом идеально передает гнетущее впечатление.
Фильмы: «Неоновый демон», «Ровер», «Молоко скорби».
4. Каролин Шанпетье
Пришло время поговорить о французском шике и стиле. Ведь именно такие картины снимает оператор Каролина Шанпетье. На ее счету уже почти 100 отснятых фильмов, что является весьма внушительным списком даже для мужчин в кинематографе. Эта трудолюбивая француженка больше всего любит участвовать в независимом европейском кино, поэтому в наших широтах ее рука узнается редко, а зря. Начала свою карьеру Каролина еще в 80-е годы с режиссерами «новой волны» – Годаром, Риветтом и прочими.В те времена женщина снимала практически все: документальные и игровые фильмы, реклама, проекты для ТВ. Вскоре за свою работу в картине «О людях и богах» она получила приз премии «Сезар», что во Франции очень почетно.
Фильмы: «О людях и богах», «Непорочные», «Ханна Арендт», «Корпорация «Святые Моторы»», «Токио!».
5. Мариза Альберти
Мариза Альберти – пример оператора независимого, ревностно выбирающего каждый проект и имеющего право перебирать проектами. Ее участие в фильме – это факт, что по крайней мере визуальная составляющая кино будет на высоте. За тридцать лет операторского опыта она работала с именитыми метрами и начинающими звездами, которые со временем теми самыми метрами и становились. Она снимала документальное кино, БДСМ-фильмы, драмы, криминал, комедии, ужасы. Критики называют ее в шутку звездой фестиваля независимого кино «Сандэнс», потому что число наград, взятые ею здесь, не поддается исчислению.Мариза сотрудничала с Гибни, Линклейтер и Тодд Солондз. А обладатель «Оскара», известный режиссер Даррен Аронофски вообще считает ее любимым оператором на съемочной площадке.
Фильмы: «Рестлер», «Бархатная золотая жила», «Нет пути назад: Боб Дилан», «Призрачная красота», сериал «Секс в большом городе».
6. Мэнди Уокер
Парадокс: один из самых известных и титулованных операторов Австралии – и та женщина. А имя ей – Мэнди Уокер. Снимает она не только на родине, а и в Голливуде. Ее стилю присуща легкая сказочной и солнечность, наверное, издержки жизни в Австралии. Один критик однажды метко сказал, что если вы хотите получить в итоге магическую картинку, то поручите задачу Уокер и она и ложку на столе снимет так, что вы найдете в этом смысл и фантастику. Сочный визуальный ряд, сочетание натурализма и выдумки женщины неизменно привлекает режиссеров.Помимо фильмов, Мэнди снимает еще и рекламу и не абы какую, а, например, ролики для самого известного на весь мир аромата Chanel №5. Особенно Уокер любит работать с режиссером-романтиком Базом Лурманом, и их тандем подарил нам прекрасный фильм «Австралия». Кстати, популярность Мэнди заиграла новыми красками, когда она сняла новинку года, номинированную на «Оскар» – «Скрытые фигуры».
Фильмы: «Скрытые фигуры», «Австралия», «Тропы», «Лантана».
7. Отем Дюральд
Отем Дюральд – девушка с красивым именем и глазами, могла бы при желании сама стать актрисой. Но она упорно училась, окончила факультет истории искусств в Сан-Франциско и искала себя. Поиски привели ее сначала в рекламу, а потом на факультет операторской работы в престижном Американском институте киноискусств. Девушка в это время работала ассистентом операторов в той же рекламе, на съемках музыкальных клипов, например, для группы Arcade Fire.А потом состоялся дебют Отем в большом кино. Она сняла подростковую драму вместе с внучкой Фрэнсиса Форда Копполы – «Пало-Альто» с Эммой Робертс и Джеком Килмером, настоящий гимн молодых и непокорных, ищущих себя и находящих. Критики в один голос говорят, что Дюральд сделала визуальный ряд картины солнечным, самобытным и легким. И пророчат ей большое будущее.
Фильмы: «Пало-Альто», «Один и два».
Несмотря на предрассудки, женщинам удается создавать шедевры кинематографа. Неважно, где они находятся: в режиссерском кресле или по ту сторону камеры. Они доказывают, что сложная работа им по плечу, что женский взгляд – интересный и достойный. А нам остается только наслаждаться результатами.