Любовь и творчество: какими были музы известных художников
Верите ли вы в существование муз? Этот образ наполнен романтикой и тайной, ведь ни одной великой истории любви, сюжет которой взяли за основу своих произведений художники, поэты и режиссеры, не обошлось без музы.
Есть мнение, что существует несколько видов любви – духовная и физическая. Рыжеволосые, белокурые, нежные и легкие, как перо, яркие и запоминающиеся всего лишь на мгновение – музы были для творцов возлюбленными, которые одним присутствием дарили вдохновение своей второй половине.
Несмотря на то, что творчество и любовь могут быть непобедимой силой вместе, судьбы муз и тех, кто их воспевал, нельзя назвать легкими. Многим парам пришлось встретить на своем пути тяжелые испытания и пережить жизненные драмы. Однако, свидетельством того, насколько сильны были их чувства и как дороги эти люди были друг другу, вы можете найти в произведениях искусства.
Элизабет Сиддал – «Офелия» художников-прерафаэлитов
Где ива над водой растет, купая
в воде листву сребристую
она свои венки
повесить думала на ветках ивы,
но ветвь сломилась.
В плачущий поток
с цветами бедная упала. Платье,
широко распустившись по воде,
ее держало, как русалку, –
Уильям Шекспир, «Гамлет».
Элизабет Сиддал родилась в простой многодетной семье. Ее отец был рабочим на фабрике, а мать – швеей. С раннего детства Элизабет помогала сестрам и матери шить дешевые платья. К 18 годам девушка устроилась модисткой в небольшом шляпном магазине в центральном районе Лондона.
Элизабет славилась своей необычной красотой. Стройная, как тростинка, девушка с огненно-рыжими волосами и бледной матовой кожей обращала на себя внимание окружающих.
В 1849 году ее заметил художник, Уолтер Деверелл, и убедил родителей Элизабет разрешить ей позировать для него. Это был первый образ Сиддал – перед Уолтером она предстала Виолой из «Двенадцатой ночи» Шекспира.
Так началась история знакомства Элизабет с Братством прерафаэлитов. Это было общество, посвященное живописи художников эпохи раннего Возрождения – Фра Анжелико, Перуджино, Джованни Беллини, которые стали воспевать классический женский образ еще задолго до Рафаэля и Микеланджело. Братство изначально состояло из семи молодых людей. Оно было тайным и несло в себе протест против условностей викторианской эпохи. Самым видным представителем общества были: Данте Габриэль Россетти, Джон Эверетт Милле, Холман Хант и Томас Вулнер.
В одну из снежных лондонских зим Элизабет согласилась быть натурщицей Милле в образе Офелии, который представляет яркий пример поэтического мастерства Шекспира. Он стал для Элизабет самым тяжелым. Несмотря на то, что Офелия произносит всего 158 строк стихотворного и прозаического текста, в них можно найти всю суть душевных переживаний молодой девушки.
Милле заметил в красоте Элизабет отголосок чувств, которые перенес на полотно – это был образ волшебный нимфы, одетой в платье, расписанном жемчугом, цветами и погруженной в озеро.
Однако, позируя Милле в старинной, глубокой ванне, которая была наполнена холодной водой, Элизабет сильно подорвала свое здоровье. С тех пор она стала часто ощущать слабость и недомогание.
В 1982 году Сиддал знакомится с идеологом прерафаэлитов – Данте Габриелем Россетти. Они влюбляются друг в друга с первого взгляда, и Элизабет становится музой, натурщицей, а вскоре и женой молодого и перспективного художника.
Данте Россети говорил о ней как о новой Беатриче. На его полотнах девушка появлялась в образе бессмертной возлюбленной итальянского поэта.
Их свадьба состоялась в Гастингсе в 1860 году, но счастье и теплый климат французского юга так и не смогли улучшить слабое здоровье Элизабет. После медового месяца, который пара провела во Франции, Сиддал заболела туберкулезом, и ее состояние значительно ухудшилось. Чтобы облегчить боли, Элизабет вынуждена была принимать опиумную настойку в слишком больших дозах – сотню капель на стакан бренди — и одной февральской ночью не проснулась.
Данте тяжело переживал смерть любимой. Элизабет не стала последней женщиной в жизни художника, его сердце приняло и других муз. Но художник все еще продолжал изображать жену на своих картинах. Одним из его величайших произведений стала картина «Beata Beatrix», на которой можно увидеть все ту же музу.
Амедео Модильяни и Жанна Эбютерн: 25 образов на полотне
«Жизнь – это дар: от немногих – многим, от тех, у кого он есть и кто знает, что это – тем, кто его не имеет и не знает», – Амедео Модильяни.
Французская художница и модель Жанна Эбютерн вошла в историю живописи как возлюбленная знаменитого художника-экспрессиониста Амедео Модильяни.
Свой стиль живописи Модильяни выработал самостоятельно. Он начал писать в начале 20-го столетия, в переломный период, когда Европа переживала перевороты и потрясения. Весь мир потрясла Первая мировая война, потери и боль стали обычным явлением, а драма и трагедия тесно сплелись с искусством.
Модильяни переосмыслил живопись Сезанна, но не повторил ее. Он не стал футуристом, не примкнул к «кубистам», хотя поэт Аполлинер был его другом, и долгие часы они вместе проводили в кафе «Ротонда» рядом с Пабло Пикассо.
В этот переломный момент для своего творчества 33-летний Амедео встретил Жанну Эбютерн. Они познакомились в студии известного французского скульптора и подруги Модильяни – Ханы Орлофф. Тогда художник был уже знаменит своими полотнами в стиле экспрессионизма и произвел на 19-летнюю Жанну неизгладимое впечатление.
Период с 1918 года стал для художника переломным: его глубокие чувства к Жанне Эбютерн объединились с творчеством и стали началом для рождения многих прекрасных произведений.
Нежная, застенчивая и хрупкая Жанна переезжает жить к Модильяни, несмотря на то, что ее родители были категорически против. Вместе они поселились в крохотной мастерской вблизи Люксембургского сада. Денег на жизнь не хватало, комната была без мебели, с голыми стенами, выкрашенными охрой.
Вскоре у них родилась дочь, но так как Жанна не была женой Амедео, девочку зарегистрировали как ребенка Жанны Эбютерн от неизвестного отца. Модильяни написал заявление об оформлении брака, но они так и не стали законным мужем и женой.
История Жанны Эбютерн и Модильяни имеет несчастливый финал. Январским вечером друзья обнаружили художника лежащим в постели, в нетопленной ледяной мастерской. Рядом с ним сидела Жанна и писала его портрет.
22 января 1920 года Амедео положили в больницу Шаритэ для бедных и бездомных. В бреду он повторял только два слова: «Care Italia, care Italia». Через два дня художника не стало. Жанна не перенесла разлуки с любимым и трагически закончила свою жизнь, выбросившись из окна шестого этажа.
Амедео изобразил Жанну не менее 25 раз. Она представала на его картинах с немного склоненной головой, черты ее лица были тонкими и удлиненными, фигура – гибкой, а цвет глаз – небесного оттенка. Каждый портрет Жанны получался совершенно новым произведением, которое выражало удивление своей возлюбленной, словно художник рисовал ее впервые.
Гала и Сальвадор Дали – гений и его муза
«Я люблю Гала больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег», – Сальвадор Дали.
Яркая и необычная любовь знаменитого испанского сюрреалиста и его музы наполнена самыми светлыми чувствами. История этой светской пары, которая блистала в середине 20 века, стала такой же легендарной, как и писателя Фрэнсиса Скотта Фицджеральда и Зельды.
Гала родилась в Казани и имела русские корни, ее настоящее имя – Елена Дьяконова. Она была необычной, очень обаятельной и рациональной женщиной. До знакомства с Дали, Гала состояла в браке с французским поэтом Полем Элюаром и близко общалась с художником-авангардистом Максом Эрнстом.
С Дали они познакомились в 1929 году в городе Кадакес. Так начался их роман. Никогда раньше художник не переживал такого творческого подъема. Сальвадор писал картины легко и без утомления, а произведения этого периода завораживали и меняли представления о мире. Он подписывал их: «Гала – Сальвадор Дали».
Гала ушла от мужа, переехав к Дали, и он сделал ей предложение. Она взяла все бытовые заботы на себя, отгородив художника от обыденности так, чтобы он мог отдать себя творчеству без остатка.
Талантливая натурщица стала для Дали женой, музой и самым близким человеком, который оказывал поддержку его творчеству на протяжении всей жизни. Вместе они пережили Вторую мировую войну и вторжение фашистов во Францию, долгое время провели в США, где Дали почувствовал настоящий творческий подъем.
Дали называл Гала «сюрреалистической Мадонной». Не раз в тяжелые минуты творческого кризиса, который часто переживал Сальвадор, она была тем якорем, на который всегда можно было опереться. Взамен Дали посвятил ей свое искусство, обожествляя ее в картинах и скульптурах.
Гала занималась продажей и продвижением картин Дали, ведь в число ее друзей входило множество ценителей искусства. Одной из их первых побед было получение чека в сумму 29 000 франков за картину, которую художник еще не написал.
Под конец совместной жизни, Гала и Дали переехали жить в замок XI века, который до сих пор стоит на склонах зеленых холмов в Каталонии. Несмотря на то, что Гала стала немного отдаляться от Дали, закат их отношений не был омрачен печальными событиями – они продолжали наслаждаться спокойными днями в замке Пуболь.
В 1982 году, Гала умерла в клинике от сердечной недостаточности. Без своей музы Дали прожил еще семь лет. Он не прекращал творить, ведь едва заметный огонек, который напоминал о покинувшей его музе, все же освещал его жизнь.
Энди Уорхол и Эди Седжвик – король и королева Манхэттена
«Люди должны влюбляться с закрытыми глазами. Закрой, закрой глаза. Не смотри», – Энди Уорхолл.
60-е годы 20 века начались с рок-волны, которая накрыла мир удивительной музыкой, самыми яркими образами в искусстве и необычными молодежными движениями.
Именно в это время в Нью-Йорке появляется творческий дуэт американской актрисы Эди Седжвик и арт-хаусного художника Энди Уорхола.
Он был скульптором, дизайнером, режиссером и продюсером первой альтернативной рок-группы – «The Velvet Underground», создавал картины кричащих цветов с банками от кока-колы, консервов и томатного супа.
Некоторые им восхищались, считая, что художник хорошо умеет подмечать недостатки западной культуры, другие – осуждали за слишком критические взгляды на общество. Но безразличным к его творчеству не остался никто.
Европейский провинциал Энди Уорхол приехал в Нью-Йорк из Питтсбурга, поставив себе цель стать частью богемной тусовки. В 1963 году он покупает здание в Манхэттене, которое вскоре стало известно всем как «Фабрика» или центр нового искусства. Сюда начала стекаться вся творческая молодежь и богема города.
Именно на «Фабрике» Уорхол знакомится с моделью, киноактрисой Эди Седжвик и признанной it-girl шестидесятых. Хрупкая девушка с короткими белыми волосами, в длинных серьгах и черном платье пленила Энди Уорхола с их первой встречи. Эди Седжвик показалась ему воплощением того образа, в который он вкладывал понятие современного искусства.
С тех пор Эди проводила на «Фабрике» практически все свое время. Энди снял Эди в своих лучших фильмах – «Винил», «Кухня», «Девушки из Челси», «Сага о Богатой Бедняжке».
Вместе, с одинаково подстриженными белыми волосами, они появлялись в обществе больше года – король и королева Манхэттена в серебристой одежде.
Причина разрыва отношений Энди Уорхола и Эди Седжвик – неясна. Есть мнение, что Энди не устраивало злоупотребление Эди наркотиками, другие источники утверждают, что конец дружбе между ними положило увлечение актрисы Бобом Диланом.
Однажды Энди Уорхол и Эди Седжвик появились вместе в ресторане, поссорились там и расстались навсегда. Спустя год Эди умирает от передозировки барбитуратами, оставляя Энди наедине со своими мыслями о лучших днях, которые они провели вместе.
Творческий путь этой пары нельзя назвать счастливым, но вдвоем они сумели создать одно из самых известных направлений в искусстве, известных под названием поп-арт и авангард.