Как привлечь самца и при этом казаться умной
Как-то в одном американском графическом романе (не помню уже его название) я споткнулась о мысль: когда мужчина летает, мы называем его суперменом, но, если летает женщина – это однозначно ведьма. Дальше мысль развивалась, подтверждаясь новыми картинками. В итоге все свелось к гендерному неравенству, которое как раз и сводится к таким очевидным двойным стандартам. Мол, если у нее нет настроения и она орет, значит у нее ПМС. А если орет он – его достала всеобщая глупость, а еще ему надо отдохнуть, потому что работает на износ. Дальше было что-то про женские сплетни, которые мужчины у себя детерминируют как деловые переговоры. Отношения с ребенком: все, что делает папа, это живое воплощение работы ангела на земле, а мама – как ты могла забыть, что его перевели в нападающие, тебе что, так сложно было запомнить??!!
В общем, все панели этой графической истории были посвящены одной теме – гендерному неравенству, которое, в свою очередь, породило эти обидные двойные стандарты. Почему-то со второго кадра было понятно, что эту историю донесла до нас девушка, это был ее графический манифест. Но все равно супермен против ведьмы мне показался лучшим ее творческим изъявлением.
Но эта история натолкнула меня вот на что: не нужно обвинять мизогинистов, сексистов и просто равнодушных в том, что они подтягивают нас под порой даже оскорбительные двойные стандарты. Женоненавистники могут даже рядом не стоять – мы, женщины, сами поставим два стула и будем пытаться усесться на них одновременно. Мы сами, иногда даже неумышленно, растягиваемся между двойными стандартами. И, если честно, мне бывает интересно понаблюдать: как у нее получается не разорваться пополам в этом шпагате? Неужели она не понимает, что сейчас противоречит себе же, своим принципам, которые давеча так рьяно отстаивала?
Женщина, которая утром накрасила губы и надела туфли на высоком каблуке, уже начинает игру
Сейчас я попытаюсь объяснить, что имею в виду. Приведу несколько примеров из жизни, чтобы на них разобраться, нет ли в них душка двойных стандартов, когда одной попой на двух стульях. Слово даю, в них не будет и грамма гендерного неравенства. Все про девочек, все про нас. Кстати, о девочках, с них и начну.- Я женщина. – Так странно, когда ко мне в очереди обратились «Женщина». Неужели я так старо выгляжу? «Мне нравится слово «женщина», - подытожила моя бывшая коллега на нашей случайной встрече в кафе. – Оно дает мне какую-то силу и вместе с тем мягкость. Слово со значением». «Чего же тебя так передернуло, когда к тебе обратились: «Женщина, вы уже выбрали, какой киш будете брать?» - посмеялась я, указав на ее непоследовательность.
Я на самом деле не понимаю, кто я: навеки девочка или уже женщина? Когда у меня в голове произойдет этот слом, когда я вырасту лингвистично и эмоционально? Неужели меня внутренне старит само слово «женщина»? Да нет, вряд ли. Тогда в чем проблема? Скорее всего, в наполненности. Ощущая себя девочкой, я позволяю себе же вольности, капризы и глупости. Девочка может многого не знать, ей позволительно долго выбирать, она может даже бравировать своей глупостью. Женщина – это ответственность. Это шеф, руководитель, мать. Девочка не может быть авторитетом, эта роль отведена женщине.
Чувствуя это, мы маневрируем между «девочкой» и «женщиной», хотя, по большому счету, пора бы уже пришвартоваться у одного выбранного причала. Потому что выглядит это как вечные шатания между двух стандартов.
- Эти туфли на каблуке так удлиняют мои ноги. – Не смотри на меня, будто я сиськи и жопа. Эти строки я пишу в кафе. На улице вечное азиатское лето, воздух уже успел нагреться до душных +32 градусов. На мне короткое платье, голые ноги, которые заканчиваются яркими красными босоножками на каблуках, я их выставила чуть в сторону и вперед. Напротив меня, за соседним столиком сидит мужчина. И я умышленно играю с ним, как с котенком: двигаю ноги туда-сюда, переставляю их вместе с одной стороны на другую. Мне нравится из-под лба следить за его послушным взглядом. Это я сейчас управляю его вниманием, это я сейчас завожу его и провоцирую фантазии в его голове. Нравится ли мне это? Хм… А почему я надела короткое платье, как вы думаете?
Мне кажется, одно из самых лицемерных проявлений двойных стандартов – обвинение в объективации. Мол, почему они оценивают наше тело, но не наш мозг? А для чего тогда ты носишь открытые платья и максимально оголяешь ноги? Не движимая ли ты естественным инстинктом в данный момент? Не хочешь ли ты привлечь самца? Я могу быть семи пядей во лбу, могу цитировать Пинчона, спорить языком Сократа, свободно говорить на французском, немецком, японском и малай, разбираться в геополитическом настроении в странах Северной Африки, но все равно в первую очередь мужчина обернется на мое декольте.
Давайте наконец-то перестанем обманывать друг друга – мы не против объективации, нам нравится этот голодный пожирающий взгляд. Бросайте в меня помидорами, я зажмурилась и приготовилась. Но я почему-то уверена в том, что женщина одновременно хочет быть сексуальной и якобы не хочет быть сексуализированной. Общего знаменателя в этом обращении к обществу я пока не нашла. Напоследок добавлю мнение известного канадского психотерапевта Джордана Питерсона: женщина, которая утром накрасила губы и надела туфли на высоком каблуке, уже начинает игру.
- Наконец-то я стала независимой, подари мне, пожалуйста, на день рождения эту машинку. Мне нравится самой зарабатывать деньги, нравится, ни перед кем не отчитываясь, покупать себе бюстгалтер, трусы, крем и тампоны. Мне нравится приглашать себя на творческие свидания в любимое кафе, работать там, попивая капучино, и потом самой оплачивать счет. Мне нравится тратить деньги на себя без зазрения совести.
Но тем не менее я оставляю что-то, что мне хотелось бы получить в подарок от мужа. Например, сейчас я сижу и думаю: интересно, намекнуть ему, что у меня заканчивается флакон “Eau Duelle” от Diptyque? Даже, если я в итоге сама куплю себе это парфюм, все равно закравшиеся в голову мысли никто не отменял. В любом случае оставляю пространство для слабости.
- Я запустила курс по поиску себя, хочу наконец-то иметь достаточно денег, чтобы зайти в бутик и купить себе браслет Cartier. Если тебе предлагают что-то бесплатно, значит, продукт ты. Мне нравится наблюдать за девушками, которые ринулись открывать школы, запускать курсы для женщин, движимые благими намерениями успокоить нас всех и сделать счастливыми. Кто-то приглашает на авторскую йогу, кто-то зовет постоять на гвоздях и отпустить все страхи, кто-то учит одновременно забываться и находить пути развития в медитациях…
Практически все эти курсы посвящены духовным сферам. Вот интересно, тогда почему бы им не быть бесплатными? Ведь духовность не терпит шелеста банкнот, ее от этого звука воротит, разве не так? Когда-то в индийском Варанаси один местный парень сказал мне: если бы эти садху были настоящими, они не просили бы денег. Простое проверочное слово, на самом деле, – деньги. Я не говорю, что люди должны работать бесплатно, нет-нет, я не пропагандирую социализм. Только тогда или сойдите с духовного пути, или открывайте новый счет в банке.
Если присмотреться повнимательнее, наша жизнь вся состоит из двойных стандартов. Мы постоянно балансируем: покуриваем втихаря после урока йоги; носим короткие шорты и обижаемся, что никто не обращаем внимание на нашу осведомленность в ситуации на Ближнем Востоке; зарабатываем, чтобы в итоге нам сделали подарок… Наверное, это и есть жизнь, и ничего в этом предосудительного нет. Пока мы не начинаем категорично отстаивать одну сторону, нападая при этом на противников. А вот это уже двуличие.