Великие любовники: Камилла Клодель и Огюст Роден
Сколь известно имя Огюста Родена в кругах искусства! Даже тот, кто совершенно не интересуется скульптурами, все равно, где-то, да видел «Поцелуй», вылепленный рукой этого мастера. Но является ли «Поцелуй» исключительно достижением Родена? Не приложила ли к этому свою нежную ручку его любовница – Камилла Клодель?
Его история
Огюст далеко не сразу добился своего признания. Впервые о нем заговорили только, когда ему исполнилось 40 лет. До этого Роден изо всех сил пытался выбиться в скульптурном поприще.Его отец, узнав, что сын хочет поступить в Академию Искусства отказал тому в содержании. Только любовь матери и сестры уберегла юного гения от голодной смерти, ведь те тайком пересылали ему деньги. И половину из сбережений он тратил на материалы для лепки.
Из-за своего отличающего видения на композицию скульптуры, штурмовать Академии и мастеров было ох, как тяжело. Он готов был идти в подмастерьи к кому угодно, лишь бы иметь доступ к материалам (это вам не художником быть, купил карандаш да бумаги и – вуаля! – твори).
Он жил в нищете, не имея ни натурщиков, ни возможности писать в любимой манере. И тут появляется она – Роза Бернс! Скромная и жалостливая девушка, которая соглашается быть натурщицей Родена бесплатно. И, как и многие натурщицы, стала любовницей художника. До конца своих дней она безгранично любила Родена.
Она была его верной помощницей (уборку и подготовку она брала на себя) и даже полностью содержала Родена. Так как сестра Огюста умерла, он больше не имел возможности арендовать мастерскую и покупать глину. И как же удачно ему подвернулась сердобольная Роза!
Более того, самоотверженная девушка взяла на себя заботу о его родителях, когда Роден переехал в Париж, ведь только там он может показать себя и найти славу. Он и правда нашел и славу и…любовь.
Ее история
Камилла с детства была замкнутым, задумчивым и своевольным ребенком. Она могла просидеть целый день возле скал, любуясь их формами. Из-за такого ее характера, у девушки были очень напряженные отношения с матерью, так как та совершенно не понимала сумасбродную тягу дочери к искусству.А лепка действительно была даром маленькой Клодель. Еще в раннем возрасте ее скульптуры зачаровали и были совершенно непохожи на творения ребенка, скорее – бывалого скульптора. Да и начитанность девушки была на том уровне, который отличал ее даже от многих мужчин.
Как видно, у юной Клодель действительно был талант. В отличие от Родена, она не набивала руку 40 лет, чтобы создавать шедевры, она с самого начала, интуитивно, делала то же, что Огюст делал благодаря многолетнему опыту. Но не стоить забывать, что в отличие от Родена, Камилла всегда имела средства на материалы для лепки.
Скульптуры 15-летней Камиллы «Бисмарк» и «Наполенон» привели ее, вначале, к критику Мор Харду, а потом и к известному скульптору Альфреду Буше. Последний же, и познакомил девушку с Роденом, тем самым решив ее судьбу.
Как все начиналось
На момент их знакомства Огюсту было 45, а Камилле – 19. По факту, он годился ей в отцы, а стал учителем и любовником.Познакомил их Альфред Буше. Впервые показав работы талантливой девушки в Академии искусств, он услышал уверенное: «Ваша ученица брала уроки у Родена». Действительно, их стиль был до того похожим, что и сейчас тяжело определить, кто на кого оказал более сильное влияние за время их совместной работы. Но нельзя не подчеркнуть удивительное совпадение работ тех, кто о друг друге даже не слышал до первой встречи.
Тот же Буше, предложил Родену взять Камиллу в его мастерскую, так как не желал, чтобы талант его ученицы пропадал по чем зря. На первых порах девушка выполняла там непыльную работенку: убирала, строила каркасы и т.п. И все это для того, чтобы иметь доступ к материалам лепки и к гению этой самой лепки.
По воспоминаниям Камиллы, Роден почти не обращал на нее внимание, хотя, когда думал, что она не видит, неотрывно следил за ней. И это не удивительно, ведь девушка была очень красивой, к тому же талантливой и активной. Через какое-то время, Роден предложил ей стать его натурщицей. Камилла согласилась и не побоялась отправится с мужчиной в его отдельную мастерскую.
Как на самом происходили события, и кто там кого соблазнил – неизвестно. Но можно себе представить, что чувствовала 19 летняя невинная девушка, когда опытный мужчина осматривал ее обнаженное тело (а иногда и ощупывал – чисто с профессиональным контекстом). Думаю, очевидно, что после первого позирования, они стали любовниками.
Любовь живет 15 лет
С того дня, Камилла стала незаменимой помощницей в искусстве, верным другом и возлюбленной Родена. Можете представить себе, что они чувствовали? Ведь они были художниками-экспериментаторами, их никто не понимал не в семье, не в художественных кругах. И тут они находят друг друга: люди с единым взглядом на искусство и гений.Они были постоянно вместе: в мастерской, на прогулках, на выставках. Если поначалу и скрывались, то шила в мешке все равно не утаишь! Скоро, светские щеголи и дамы, вовсю чесали языки об их отношения.
Камилла помогала Родену со всеми его творениями, поэтому историки до сих пор бьются над головоломками и разряда «кому принадлежит эта часть, этой скульптуры». Их произведения отличались динамикой композиции, что было новым в кругах искусства и очень не приветствовалось в консервативном обществе. Делай как все или жди остракизма!
Но истинный гений не скроешь, и эти дивные скульптуры все чаще появляются на выставках. Правда имя под ними указано лишь одно – Огюст Роден.
Сама по себе, Камилла была довольно амбициозной девушкой (а какой талант обходится без амбиций?). Но даже если ее и коробило такое положение дел, ее любовь к Родену все перекрывала. Но не смогла перекрыть одно – Розу Бернс.
Не смотря на свою безграничную любовь к Камилле, Роден не собирался бросать Розу. Сам мастер говорил своей возлюбленной, что той не за чем ревновать, ведь они с Розой совершенно разные. Роза ему нужна как домохозяйка, а Камилла как муза и любовь. Что было реальной причиной такого поступка не ясно до сих пор. Толи Огюст испытывал вину перед самоотверженной девушкой, что на алтарь его самолюбия положила всю свою жизнь, толи ему было просто удобно такое положение вещей.
Гром в раю
В какой-то момент ситуация начала выходит за края терпения Камиллы. Она видела себя в двух ролях: как известный скульптор и как жена Родена. В первом варианте, она была лишь помощницей Родена: никто не знал ни ее имя, ни о ее вкладе в работы великого художника. Во втором варианте, тоже были проблемы, так как их любовь с Роденом составляла не дует, а была лишь треугольником. Но последним толчком стал 30-летний возраст - самый распространенный момент для проявлениясимптомов шизофрении.Камилла стала раздражительной и подозрительной. Она обвиняла Родена в том, что тот испортил ей карьеру и жизнь в целом. Спустя 15 лет их отношений, она ушла, громко хлопнув дверью.
Роден так и не смог оправится от потери возлюбленной. Он долго пытался выйти с ней на контакт, но шизофренические проявления уже взяли Камиллу в оборот. У нее началась паранойя: Клодель считала, что Огюст хочет либо украсть ее работы, либо убить. Все попытки примирения она воспринимала в штыки и давала интервью о том, какой Роден мошенник и плохой человек.
Она перестала лепить, закрылась в квартире, где царило запустение и все время беспокоилась о шпионах, которые Огюст якобы посылал за ее скульптурами.
В конце концов, ее мать и брат отправили Камиллу в психиатрическую клинику, где она прожила 30 лет, до самой своей смерти, пережив бывшего возлюбленного на 25 лет. И перед смертью, она не перестала его проклинать, хотя он тайно спонсировал ее пребывание в лечебнице.
Сам Роден, до конца жизни сберег свою любовь. Спустя некоторое время после разрыва, он решается осчастливить Розу и таки женится на ней (а между прочим у них уже 18-летний сын, которого Огюст отказывался признавать и говорил тому, что он незаконнорожденный). И вот счастливая Роза была таковой аж целые две недели, а затем умерла. Через полгода умер и Роден. Последнее, что он произнес – имя Камилла.
Пускай каждый отдельно решает, кто виноват в том, что их любовь прожила лишь 15 лет. Но что нужно знать наверняка: мир бы не узнал о таланте Огюста Родена, если бы не талант его возлюбленной музы – Камиллы Клодель.