Как стать фотографом и ни о чем не жалеть

Няня, продавец мороженного, статист в детективных фильмах, актриса, руководитель туристического отдела, волонтер... Вычисления и множество аббревиатур, верстка, 6 языков и Катарская авиакомпания. Украина, Германия, Швеция, Польша. Это все об одном человеке. Это все о множестве якорей. Это все о поиске того, что лежало на поверхности. Это об Ольге Голевой, с которой я не смогла встретиться из-за разницы в странах.

- Где во всей этой истории фотоаппарат? – спросила я, пытаясь обнаружить последовательность и структуру.

- Он в каждом слове, - ответила Оля и рассказала про пленочный Кодак. Фотоаппарат, который был первым. Ей было 10, и без уважительного повода пленку не покупали. Поэтому она не тратила деньги, выданные на обед, и много фотографировала.

- Ты хранишь эти пленки? – спрашиваю я, вспоминая тот день, когда сама решила, что больше не буду фотографировать. - Да, все у меня есть. Сотни ненапечатанных фотографий, потому что денег на печать, конечно же, не было. Там нет никакой техники фотографирования, просто желание запечатлеть момент, поэтому я просматриваю их изредка как калейдоскоп, но не печатаю.

Свадьбы, праздники, конференции, концерты – не срослось. Зато я купила зеркалку, два объектива и узнала, что фотографы должны ходить в черном.

- Какой стал вторым в твоей истории? – спрашиваю я, романтически представляя новую встречу. - На первом курсе университета, цифровой, - улыбчиво говорит Оля и вспоминает следующие сотни репортажных съемок. - Свадьбы, праздники, конференции, концерты – не срослось, зато я купила зеркалку, два объектива и узнала, что фотографы должны ходить в черном.

- Не привлекать внимание? – предполагаю я, пытаясь нащупать причину того, что Оля все-таки рассталась с фотоаппаратом. - Конечно, или сером, - отвечает Оля и очевидно – это не причина. - Я тогда жила в Швеции, - говорит она, - и там нет такого спроса на свадебные съемки, только спорт, события, что требовало более сильной камеры и более дорогих объективов, которых я себе до сих пор не могу себе позволить, – но ничуть не жалеет. – Потом я фотографировала девушек для сайта знакомств и всё – года два не брала фотоаппарат в руки, а фраза «Сфоткай меня красиво» до сих пор вызывает тошноту.

Неожиданно и динамично – подумала я, пытаясь собрать всю информацию воедино. Мы не виделись 10 лет, а оказалось – целую жизнь. В которой фотоаппарат все равно был главным.


- Когда же вы встретились снова? – спрашиваю я, многообещающе представляя любовь всей жизни.
- Уже в Польше. Меня стало ломать без него. И я выбрала природу и детей. Фотографировала их, думая о вечном и о том, есть ли такое место, где всему учат. - Я улыбнулась, - место, где всему учат у нас в голове. Снова на поверхности. - И нашла, - говорит Оля, – с первого раза. 2 года стационара и артистическое фото. Я побежала подавать документы. И меня приняли…

- Это то, чего ты хотела? – спрашиваю я, представляя Ольгу в университете. – Сначала было сложно. Я не понимала, куда попала. Первое занятие вообще не было похоже на занятие, так, вопросы и странные ответы. Вначале можно было хоть на телефон снимать, а вот ракурс, кадрирования и вообще или снимок отвечает теме - вот в чем были вопросы. Часто я не понимала, почему темы принимали у других, а у меня нет. На самом деле я четко не осознавала, зачем вообще пришла. Не понимала, чему именно меня хотят научить. Особенно рисование – я ненавидела рисовать, всячески отрицала это как предмет. Даже свет и тень – то, что сложно осознать без рисования, - меня не мотивировало.
С рисованием мне помог незнакомый художник. У него нет кистей рук. И мне стало стыдно. После этого я начала рисовать. 

- Когда ты поняла, что не уйдешь? – спросила я, думая о переломных моментах и точках невозврата, после которых мы перестаем оглядываться назад.
- С рисованием мне помог незнакомый художник. Я увидела его на Рынке, он рисовал портреты. Только у него нет кистей рук. Mariusz Kędzierski – известный по всему миру. Столько света, сколько от него исходит, я не встречала нигде. Могла стоять и смотреть на него часами. И мне стало стыдно. После этого я начала рисовать. А с курсом я определилась окончательно, когда нащупала свои темы и то, что мне нравится продумывать. Это фотография уличная, эротическое фото и иллюзия оптическая. Эти темы я хочу увидеть на выставке в галерее.



- Значит ли это, что ты нацелена на художественную фотографию больше, чем на коммерческую? – задаю я вопрос, который интересовал меня с самого начала. - В данный момент меня вообще не интересует возможный заработок от моих работ. Все что нужно мне сейчас - это просто делать фотографию для себя и попытаться реализовать свои задумки. И я не уверена сама, что понимаю, что такое художественная фотография, нас как раз учат делать фотографию артистическую, как бы идти со временем. Вряд ли я могу назвать свои работы классикой, – отвечает Оля, а я понимаю, что дело в мечте. В мыслях. В идеях. В том, что хочется сказать миру, а не только объяснить себе. Поэтому спрашиваю - Ты боишься?

- Есть страх быть не понятой и получить негативный отзыв. Получать критику в процессе это нормально, но после окончательного варианта получить плохой отзыв... не уверена, что адекватно это смогу воспринять и сразу понимаю, что значит не доросла полностью... - говорит Оля и я снова думаю о мечте. О том, что мало ее вырастить и превратить в идею. Мало ею жить и думать о ней. Ей нужно дать окрепнуть, чтобы она не сжималась перед общественным мнением и критикой. Чтобы знала, что она уникальна уже только потому, что берет начало из любви. Из любви к фотографии.
Мечтой нужно жить и думать о ней. Ей нужно дать окрепнуть, чтобы она не сжималась перед общественным мнением и критикой. Чтобы знала, что она уникальна уже только потому, что берет начало из любви. Из любви к фотографии.




- Если бы ты разрешила себе эту мечту 10 лет назад, где бы ты была сейчас? – спрашиваю я, чтобы убедиться, что время никогда нельзя называть упущенным. Неподходящим – да, но не упущенным.

- Уверена, что если бы я осмелилась заниматься фото раньше, после университета, то я была б просто свадебным фотографом в своем маленьком городе. Я поменялась, иные взгляды, ценности и круг общения - все это привело меня к артистической фотографии и я рада, что все идет так, как оно есть сейчас, – отвечает Оля, а я ликую.

Потому что даже если не понял сначала, что именно принадлежит тебе, не рассмотрел в юности – что именно делает тебя счастливым, не разрешил мечте занять место в твоем портфеле – значит, просто время было неподходящее. А у мечты впереди целая жизнь. И неважно, сколько тебе лет.Ведь иллюзия – бессмертна...
    Идет загрузка