1. Интересные идеи
  2. Истории из жизни

Интервью с Аленой Лазуткиной или Теневая сторона книжного бизнеса

В библиотеке было тихо и удивительно. Тихо потому, что там действительно читали. И удивительно потому, что книгами там не пахло. Совсем. И только огромный талмуд дневников Энди Уорхола говорил - так и должно быть в библиотеке. Тихо, мягко, светло и удивительно. Ведь не каждый день встречаешься там с издателем, который носит очки Джона Леннона и пшеничные по форме и цвету волосы.





С конкретным таким издателем, который полистав Энди Уорхола сказал:
- Идем в другое место, походящее по громкости.

Потому что с издателем всегда есть о чем поговорить, и это не только ранние песни Грин Грей.

- С Гринами я бы, конечно, и дальше работала, - сказала Алена, бывший креативный продюсер группы, - но книги взяли свое. Тем более, что это вся моя сознательная жизнь и первая работа. До сих пор помню свой магазин, - сказала она, а я вспомнила себя в 18 и посмотрела на Алену еще раз. Мне было интересно, изменилась ли она с тех пор. Казалось, что нет - такими рождаются. Уверенными в себе, с прямолинейным взглядом и дорогами, ведущими только вперед. На свой первый семинар по продюсированию. Книжному.





- Новые клиенты пришли как раз после этого семинара, и совмещать уже не хватало времени. Тогда же я решила уйти из группы. Но не из профессии. Потому что продвижение в книгах и шоу-бизнесе - это практически одно и то же. С поправкой на продукт, который похож на скоропортящийся йогурт. А все из-за трендов.

Никогда не сравнивала книги с йогуртом, но раз речь о трендах - все объяснимо.

- Жизнь книжного проекта довольно коротка, - говорит Алена, - поэтому к выходу книги нужно готовить аудиторию, саму книгу и автора. Но хоть я и работаю только с современными авторами, ставку на время все же делаю. Например, я уверена, что Тамрико Шоли будет популярна и через 100 лет. Все потому, что ее тема - всегда будет актуальна.



- С другой стороны, - продолжает Алена, - раскручивать книгу без автора бесполезно. Поэтому всем без исключения писателям я советую пройти базовый курс по актерскому и ораторскому мастерству. Пригодится.

Актерское мастерство для писателя. Возможно, это новый тренд? Любопытно. 

- Нет, я не придумываю новый образ и не создаю героя, - поясняет Алена, - я лишь украшаю то, что есть. Писатель не актер, но презентовать себя и свой продукт должен уметь. Хочешь быть популярным - будь. Тем более, что максимальные продажи происходят все-таки в офлайне.



- Я уверена, что любое искусство должно приносить адекватный доход, - продолжает Алена, - Мне не импонирует правило голодного художника. И сегодня авторы вполне могут этот доход себе обеспечить, - ее открытые жесты свидетельствуют - все дороги открыты.

- Автор должен быть активным, - говорит она, - не только в писательстве, но и в жизни. Писать в стол уже не модно. Аудитория тоже всегда найдется, - Алена делает утверждающий жест головой, - Ну или я ее найду, - смеется она. 
Получается, писать может каждый? - спрашиваю я. - Любой текст можно сделать читабельным, - отвечает Алена, - для этого есть редакторы и корректоры. И даже идея может не быть уникальной. Главное - конечный продукт, - говорит она, а я думаю о классиках, которых читает уже столько поколений. Разве они думали тогда о продукте?



- Я хочу сделать чтение популярным, - говорит Алена, - это моя цель и мечта. В конце концов, ВВП страны зависит от среднего уровня IQ населения - так говорят исследования. А о каком интеллекте можно говорить, когда сегодня книги с рецептами и консервацией продаются лучше всего?

О консервации я не знала, но у Алены все данные в цифрах, поэтому сомневаться не приходится.

- Я хочу, чтобы люди читали. Хочу, чтобы писали. Чтобы зарабатывали деньги на своем творчестве, потому что это правильно. Это логично, - говорит она и это действительно так.
 
- Книг для всех не бывает, - продолжает она, - поэтому на каждый продукт, на каждую книгу найдется свой покупатель. Или я его найду, - снова улыбается она, а я представляю мир, где у каждого будет своя персональная книга. Как пропуск на литературный остров.

- Литературный остров уже сегодня - моя цель, - говорит Алена и глаза ее горят. Еще бы – это даже звучит особенно. Как отдельное государство. На таком оторванном кусочке суши, где можно потеряться и найтись заново. Где-то между мостами, которые соединяют берега.

- Там будет библиотека, - мечтает Алена, - конечно же, издательство с нужными мощностями, ивент пространство для проведения форумов и фестивалей. Киев должен стать литературной столицей, - говорит она, и я ничуть не сомневаюсь, что так все и будет.

Достаточно посидеть с Аленой рядом и уже готов своими руками закладывать кирпичи нового издательства. Того, что будет печатать тысячи тиражей. И никакой критики.

- В нашей стране критиков вообще нужно убивать, - рассуждает Алена, - подумать только, они тратят дни на прочтение книги, которая им не нравится, а потом часы на описание причин почему. Это вместо того, чтобы отложить книгу и взять другую. Ту, что нравится. Это вредит не только конкретно нам, нации неуверенных в себе людей, которая только начинает писать и читать свое, украинское, но и глобальному положению вещей, - говорит она, - зачем распространять негатив, которого и так хватает.



- Если бы люди тратили свою негативную энергию на реальные проекты, мир уже давно был бы лучше, - продолжает Алена, и я не могу не согласиться. Лучше помогать советом, чем писать разгромные статьи, - думаю я, а Алена подтверждает, - Критиковать на этапе согласования – уместно. Рукопись это начальный вариант книги. На этом этапе есть редактор и гибкость писателя, мое мнение. Но в любом случае - если автор хочет описать именно этот смысл, именно такой фразой - он имеет на это право. И есть люди, имеющие право читать этого автора или не читать - выбор каждого, - объясняет она и я снова согласна.

Это прекрасно - иметь выбор. В литературе и в жизни. В кино.
 
- Мы плавно идем к тому, что короткометражки становятся популярнее кино, - говорит Алена, - так вот следующими должны стать книги, - уверяет она, - Еще 3 года назад о подобном нельзя было и мечтать, а сегодня я уже говорю об этом открыто. Уже вижу, как это происходит.

Ее глаза снова горят этим определенным цветом. Цветом уверенных надежд. Таким цветом, наверное, горели глаза и Энди Уорхола, который превратил искусство в бизнес-арт и создал свою матрицу, позволявшую поставить изображения на коммерческую основу.



 - Да, именно о такой себе я и думала в 14, - говорит Алена, поправляя место на рубашке, где мог бы быть галстук. – И даже интерьерные планы сбылись, - улыбается она так по-мужски, но так по-женски. По-лазуткински, это очевидно. Эту харизму и стиль ни с чем не перепутать. Поэтому эта история только начинается.

Авторы и читатели, готовьтесь! Ведь чтением йогурт не испортишь. 
    Идет загрузка