Традиции Албании: как женщины добровольно становятся мужчинами
Чтобы достичь равноправия между полами, Европа прошла длинный путь борьбы. Сегодня женщины свободно носят мужскую одежду, наделены равными с мужчинами правами и работают не меньше сильной половины человечества. Однако есть государства, в которых быть мужчиной – это норма.
К примеру, в горных селениях Балкан существует уникальная традиция клятвенной девственности, или искусственного «перевоплощения» женщин в мужчин – «бурнеша». Обычай сохранился как осколок древнего жизненного уклада. Еще в XV веке в эпоху правления князя Лека Дукаджини был создан Канун — сборник законов и правил, своеобразная конституция. Живут по нему и сегодня. Именно в одном из параграфов Кануна и прописан обряд «бурнеша».
Таких представительниц уже не совсем прекрасной половины в Албании наберется на небольшой городок. Дамы носят грубые ботинки, пиджаки и подтяжки, пьют и курят в мужских компаниях и, конечно же, выбирают себе мужские имена. И речь не идет о физиологической смене пола. Дело в том, что даже в XIX столетии большинство албанских семей живет замкнутыми общинами по законам, прописанным все тем же Кануном. В его основе патриархальные ценности, приоритет родоплеменных отношений и кровная месть. Каждый член общины обязан защищать свою семью и служить ей, при необходимости смывая обиды и оскорбления, нанесенные своему клану, кровью.
Рожать детей и охранять покой мужей - что еще остается женщинам? Со времен сурового средневековья особенно ничего не изменилось. Однако кто переложит на свои плечи ответственность за семью в случае гибели главы семейства?
В таких ситуациях возникала (и что удивительно! – возникает по сей день, хотя и гораздо реже) необходимость принять обряд «бурнеша». Идея клятвенной девственности заключается в смене девушкой своего истинного пола на социальный - мужской. Согласившись на ритуал, она соглашается навсегда поставить крест на всем красивом и женском, отказывается от интимных отношений и рождения детей, после чего получает мужское имя и одежду. Символически это означает рождение нового человека. После клятвенная девственница приравняется к мужчине во всех правах, кроме единственного и самого важного - права вступать в брак. В остальном она может представлять свою общину на собраниях, сражаться с оружием в руках, продавать и покупать имущество, заниматься мужской работой и зарабатывать деньги.
Обычные албанки восторгаются «бурнеша» за силу воли и мужество. И это неудивительно. У них огромное количество прав: курить, носить часы, голосовать на местных выборах, ведь сегодня женщина в условиях албанской реальности, как и несколько столетий назад, считается собственностью семьи. Она не имеет возможности купить землю и занять рабочее место при условии конкуренции с мужчиной. Есть учреждения, в которые она не может войти. Канун настаивает и на том, что вдова без сыновей может вернуться в семью матери, сохранить себя в качестве раба в семье покойного мужа или вступить в новый брак… После смерти главы семейства только сын считается наследником имущества. В том же случае, если сына в семье нет или он погиб по причине все той же кровной мести, чтобы вступить в права наследования и возглавить род, дочь может стать только «женщино-мужчиной». В общем, не так много шансов для полноценной жизни.
Есть и другие причины, побуждающие молодых девушек к столь ответственному поступку: желание отделиться от своевольного тирана-отца, работать по мужской специальности, защитить младших сестер, избежать нежелательного кланового брака (или брака в целом), участвовать в кровной мести и т.д. Кстати, убитая женщина считается лишь половиной расплаты. Существуют и случаи, когда девушка чувствовала себя юношей с раннего возраста, но таких, естественно, немного.
Как и любая европейская страна, Албания понемногу развивается, однако процесс этот настолько медлителен и малозаметен, что жизнь по Кануну едва ли утратит свою актуальность в обозримом будущем.
Не может не радовать тот факт, что сегодня бурнеша - в основном пожилые женщины. Традиция практически полностью умерла в Далмации и Боснии, но
по-прежнему процветает в северной Албании и Македонии. С конца 60-х годов прошлого столетия количество обрядов значительно сократилось, городской образ жизни старается пробраться даже в самые глухие уголки страны и уничтожить старый патриархальный уклад жизни.
«Лучшие мужчины – это женщины. Это я вам точно говорю», - написал как-то Евгений Евтушенко. В случае с женщинами-бурнеша эти слова очевидное тому подтверждение.