Невидимость - это реально. Инновационные инсталляции от голландской художницы Дезире Палмен
Для тех, кто не знал, мимикрия — это форма адаптации, при которой один организм подражает другому, чтобы получить выгоду. В природе существует множество примеров, от насекомых, которые маскируются под листья, до растений, которые имитируют цветы других растений.
Создание подобных камуфляжей пришло в голову девушке в тот момент, когда она узнала об установке полицейских камер в “неблагополучных” районах Роттердама. Палмен начала обдумывать: как сделать человека “невидимым” для подобных технологий и окружающих его людей.
Подобный вид искусства появился в различных уголках нашей планеты, им заинтересовались в Нидерландах, Иерусалиме, Уэльсе, Германии, Австрии, Италии, Канаде и т.д. В своих работах девушка поднимает столь серьезную тему, как слежка за другими людьми, проблемы идентичности и видимости, заставляя зрителей задуматься о том, что их окружает, а также о том, как их видят другие.
Камуфляжное искусство актуально и сейчас, поскольку оно наталкивает нас на мысль о том, насколько сильно влияет цифровая эпоха на нашу жизнь и личность: можно ли сохранить анонимность и конфиденциальность в мире, где все выставляется напоказ и остается навсегда в Интернете?
1. Камуфляж интерьера, Роттердам, 2004 г.
Дезире Палмен родилась в Маасбрахте (Нидерланды), ее первой верифицированной выставкой стала Euregionale в 1991 году. Последней же, была Лимбургская биеннале в Маастрихте в 2020 году.Хотя работы Палмен чаще всего выставляются в Германии, она также участвовала в экспозициях по всему миру, например, в Нидерландах, Франции, Испании и других странах. За свою карьеру она получила множество наград и грантов, в том числе престижную премию Шарлотты Келер в 1995 году.
2. Камуфляж общественных мест, Вена, 2008 г.
3. Камуфляж общественных мест, Стамбул, 2011 г.
Концепция камуфляжа очень интересна. Что интересно в работе Палмен, так это то, что она выходит за рамки физического тела и рассматривает другие аспекты того, как не быть обнаруженным, например, сохранение нашей приватности в плане политической идентичности, личного пространства и черт характера. Подчеркивая более широкое значение камуфляжа, Дезире обращает внимание на важность того, чтобы оставаться незамеченным в различных контекстах.4. Камуфляж для камер видеонаблюдения, Иерусалим, 2006 г.
5. Ванкувер, 2003 г.
Дезире Палмен сама создает камуфляжные костюмы, подбирая их в соответствии с обстановкой, в которой она хочет фотографировать. Каждый новый фон требует особенного дизайна, выполненного с максимальной точностью, чтобы обеспечить иллюзию слияния с ним. Таким образом, Палмен объединяет человеческую фигуру с окружающей средой, что приводит к удивительному визуальному эффекту.6. Камуфляж для камер видеонаблюдения, Роттердам, 2002 г.
7. Стамбул, 2011 г.
8. Ренн, 2012 г.
9. Камуфляж общественных мест, Роттердам, 2000
10. Камуфляж общественных мест, Роттердам, 2001
11. Ренн, 2012
12. Камуфляж интерьера, Маастрихт, 1999
13. Камуфляж для камер видеонаблюдения, Роттердам, 2002
14. Камуфляж интерьера, Лейден, 2009
15. Камуфляж для камер видеонаблюдения, Иерусалим, 2006
16. Ванкувер, 2003 г.
17. Камуфляж для камер видеонаблюдения, Роттердам, 2002
18. Ванкувер, 2003 г.
19. Ренн, 2012 г.
20. Ванкувер, 2003 г.
21. Стамбул, 2011 г.
22. Ренн, 2012
23. Стамбул, 2011
24. Ванкувер, 2003
Как видите, творчество этой художницы действительно поражает воображение. Порой кажется, будто на фото никого нет и лишь присмотревшись можно разглядеть некоторые очертания человека. Столь инновационный стиль действительно достоин вашего внимания. Но, не стоит забывать, что в творчестве Дезире Палмен имеется свой смысл, который учит нас, что в современном мире важно быть личностью, а не частью серой массы.