Наши в Голливуде: кто получил больше Оскаров – украинцы или русские
Удивительно, но Украина, страна в которой вот уже десятилетиями не развивается кинематограф, имеет своих оскароносцев, которыми стоит гордиться. Россия, в свою очередь, тоже не отстает и всеми силами пытается производить фильмы, способные достойно конкурировать с американской высокотехнологичной и разножанровой кинопродукцией, за что неоднократн, удостаивалась «золотого рыцаря».
Так на чьем же счету больше премий «Оскар»?
Украинский ковбой
Владимир Палагнюк, более известный в Голливуде, как Джек Пэланс, в 1991 году получил статуэтку «Оскар» в категории «лучший актер второго плана» за роль в картине «Городские пижоны».
Владимир родился в 1919 году в Соединенных Штатах Америки в семье эмигрантов из Украины. Он прошел долгий и трудный путь к успеху в Голливуде. Изначально, будучи юношей, ему приходилось работать на шахте, но Владимир мечтал о великом боксе. Во время одного из поединков, он пропустил удар в шею, из-за чего его голос приобрел хрипотцу, которая потом придавала его персонажам выразительности. Во времена Второй мировой войны, он отправился на фронт, а после возвращения поступил в университет. В свое время будущий актер работал репортером, фотомоделью и даже охранником. Когда Владимир попал на Бродвей, он понял, что актерство - это его призвание. Он сменил имя на «Джек Пэланс» и начал активно сниматься в кино. В большинстве, ему предлагали роли преступников. В 1952 году его впервые номинировали на «Оскар» за участие в картине «Внезапный страх», а год спустя Владимир получил еще одну номинацию за фильм «Шейн».
1991 году актер таки получил заветную статуэтку за неожиданно комедийную роль. Во время церемонии он сказал, что его настоящее имя Владимир, и он – украинец, чем очень гордится. Всю жизнь актер мечтал сыграть гетмана Мазепу и Тараса Бульбу. Когда Владимиру в 2004 году предложили титул народного артиста России, он отказался, подчеркнув, что он украинец, а не русский.
За свою долгую карьеру Палагнюк сыграл в 120-ти фильмах, среди которых такие известные работы, как «Бэтмен» и «Дракула».
Москва наносит ответный удар
В 1943 году на церемонии вручения премии «Оскар» впервые в истории статуэтку получила русская документальная картина «Разгром немецких войск под Москвой».
До сих пор фильм, снятый двумя режиссерами – Варламовым и Капалиным, является бесценной хроникой событий Второй мировой войны. У себя на родине картину наградили Сталинской премией за то, как создатели фильма рисковали собственной жизнью, чтобы запечатлеть бесценные кадры на пленку. Чуть позже, чтобы американский зритель сумел увидеть фильм, его переозвучили и даже перемонтировали. За океаном широкому зрителю картина известна под названием «Москва наносит ответный удар».
Песня с украинской душой
В 1978 году статуэтку в категории «Лучшая песня» забрала девушка из западной Украины, Квитка Цисык, которую в Америке знают под псевдонимом Кейси.
Квитка родилась в Нью-Йорке в 1953 году в семье эмигрантов из Украины. Уже в юном возрасте девочка начала проявлять интерес к музыке, который всячески поощряли родители. Несмотря на то, что Квитка имела американское гражданство, она свободно разговаривала на украинском языке и даже записала два альбома украиноязычных песен. Девушка окончила консерваторию и благодаря уникальному голосу, колоратурному сопрано, стала самой популярной исполнительницей рекламных аудиороликов в Америке. На протяжении 16 лет она была голосом компании Ford Motor. Ее два альбома долгое время оставались на вершинах американских и канадских чартов.
В 1978 году, за песню «You light up my life» она получила Гремми и статуэтку «Оскар». Сейчас эту песню можно услышать в исполнении Утни Хьюстон. За свою недолгую музыкальную карьеру Квитка много пела дуэтами со знаменитостями первой величины, среди которых сам Майкл Джексон.
Толстой + Бондарчук = Оскар
В 1968 году, легендарная экранизация не менее значимого русского романа Л. Н. Толстого «Война и мир» получила первый «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке».
Четырехсерийный костюмированный фильм Сергея Бондарчука был отобран Американской киноакадемий в категории «лучший иностранный фильм» и «лучшая работа художника-постановщика», но победил только в одной номинации. Зарубежные кинематографисты, просмотрев картину, были поражены сложнейшими и новаторскими съемками, дорогостоящими и масштабными батальными сценами, драматургией и невероятной детализацией в декорациях. Чтобы съемки фильма состоялись, на помощь Сергею Бондарчуку пришло Министерство обороны, которое предоставило тренированных лошадей и солдат для массовки; Министерство лёгкой промышленности, которое пошило огромное количество исторических костюмов. Фильм снимали целых 6 лет. И в результате труд таки оценили, наградив престижной премией «Оскар».
Haute couture
В 1949 году украинский модельер костюмов для кинематографа, Варвара Каринская, получила премию «Оскар» в категории «лучший дизайн костюмов» за свои разработки для картины «Жанна Д’Арк».
История жизни Варвары Каринской достойна отдельной экранизации. Родилась она в 1886 году в Харькове в очень состоятельной семье купца. Когда Русская империя начала распадаться, ее муж забрал сына и уехал заграницу. Сама же Варвара с дочерью переехала в Москву и открыла магазин haute couture, где одевалась вся элита страны. Но когда ее начали преследовать новые власти, в 1928 году женщина тайком собрала семейные драгоценности и под предлогом заграничной выставки убежала из Советского Союза. Сначала Варвара с дочерью жили в Германии, затем во Франции, а в конце концов уехали в Америку – страну открытых возможностей. Здесь она буквально сразу стала любимицей всего Голливуда, благодаря таланту и оригинальным идеям. За свою долгую карьеру Каринская сотрудничала с Сальвадором Дали, Вивьен Ли, Ингрид Бергман и Марлен Дитрих.
В 1952 году Варвара Андреевна была номинирована на «Оскар» во второй раз за костюмы к картине «Ганс Христиан Андерсен». Даже в 97 лет она продолжала создавать великолепные наряды для кино и балета.
Дерсу Узала
Совместный кинопроект России и Японии, под названием «Дерсу Узала», в 1975 году был удостоен статуэтки «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке».
Один из шедевров известного режиссера Акиры Кросавы моментально стал сенсацией, как только вышел на экраны. Он не только получил награду Американской киноакадемии, но и шесть призов других международных фестивалей. Благодаря философскому сюжету, об отношениях человека и природы, о проблемах веры и этики, этот фильм до сих пор интересен зрителям по всему миру и зачислен в ряды классики кинематографа.
Украинская «Русская рука»
В 2006 году, за две недели до основной церемонии награждения, Американская киноакадемия вручила инженерам из сферы кино технические Оскары. Две статуэтки из семи забрал украинец Анатолий Кокуш за разработку операторских кранов.
Инженер-конструктор и основатель компании «Фильмотехник», Анатолий Кокуш родился в Керчи и после окончания Ленинградского института киноинженеров стал работать на киностудии им. Довженко в Киеве. После распада Советского Союза, когда украинское кино, практически, прекратило существовать, Кокуш и его команда отдали все силы для того, чтобы Украину узнали во всем мире, благодаря высококачественной кинотехнике.
В 2006 году он лично получил премию «Оскар» за серию съемочных кранов «Каскад». Вторую награду разделили между собой Анатоли Кокуш, Юрий Поповский и Алексей Золотарев за Авторобот, который в Голливуде называют «Russian Arm».
Технику, разработанную Анатолием Кокушем, использовали во время съемок фильмов «Титаник», «Война миров», «Троя», «Форсаж», «Код да Винчи», «12 друзей Оушена», «Пираты Карибского моря» и десятки других голливудских картин.
Оскар слезам верит
В 1980 году фильм В. Меньшова «Москва слезам не верит», который имел ошеломляющий успех на родине, заинтересовал Американскую академию и получил «Оскар» в номинации «лучший фильм на иностранном языке».
Когда картина только увидела свет, советские кинокритики встретили ее довольно враждебно, обзывая «дешевой мелодрамой». Но это никак не помешало 90 миллионам зрителей выстраиваться в очереди перед кинотеатрами по всему Советскому союзу, чтобы увидеть картину о жизни таких же людей, как они сами.
Так как на режиссера фильма, Владимира Меньшова, написали донос и запретили покидать пределы страны, он не смог лично получить статуэтку. Подержать свой «Оскар» он смог только через 8 лет, когда ему вручали премию «Ника».
Украинский «хищник»
В 1988 году еще один украинский мастер, Евгений Мамут, получил технический «Оскар» за работу над спецэффектами для картины «Хищник» с А. Шварценеггером в главных ролях.
Родился Евгений Мамут в Харькове и долгое время работал электриком и токарем. В 1978 году он эмигрировал в США и превратился из рядового инженера в первоклассного голливудского мастера по спецэффектам. За свою долгую карьеру в кино Евгений работал над такими картинами, как «Матрица», «Куда приводят мечты», «Грязные танцы», «Голубая лагуна», «Леди-ястреб», еще четыре десятка картин и 700 телевизионных роликов. Кроме премии «Оскар», Мамут получил награду Clio Award за рекламу часов Timex.
В 1994 году фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем» принес России первый «Оскар» со времен распада Советского Союза. Фильм был снят при поддержке французской киностудии и является результатом совместного производства двух стран.
Мультипликация на стекле
На церемонии вручения «Оскар» в 2000 году в категории «лучший короткометражный фильм» статуэтка досталась русскому мультфильму «Старик и море», режиссера Александра Петрова.
Американская киноакадемия сразу оценила невероятную технику рисунка на стекле. Чтобы создать одну секунду экранного времени режиссеру и его команде понадобилось 20 рисунков. За одну рабочую смену мультипликаторам приходилось делать около 4800 набросков на стекло. Этот невероятный труд, а также красочное, завораживающее изображение и великолепную драматургию оценили коллеги за океаном и заслужено присудили «Оскар».
Еще множество эмигрантов из Украины и России были номинированы на престижную премию «Оскар», а это вселяет в душу надежду, что каждый может добиться успеха в Голливуде, независимо от того, где он родился.