10 балерин, изменивших историю танца

Сегодня Светлана Захарова и Мисти Коупленд очаровывают нас своим стилем и грацией. Им предшествовали божественные Анна Павлова и Майя Плисецкая, страстная Алисия Алонсо, царственная Марго Фонтейн и романтическая Карла Фраччи - имена, которые на слуху даже у тех, кто не интересуется танцами.

В этой статье вы найдёте десять самых важных имён, которые помогут окунуться в историю женского балета с девятнадцатого века до наших дней.

1. Мария Тальони (Стокгольм, 1804 - Марсель, 1884)

Образ танцовщицы как нежной, утончённой девушки появился именно благодаря ей. Уверенная стойка на пуантах в пачке, украшенной вуалью - она словно на облаке, в невесомости.

После дебюта в Парижской опере в балете «Сильфида», который положил начало романтической эстетики этого танца, Мария стала дивой в театрах и дворах по всей Европе.

С модной сцены стиль Тальони вызвал ярость в обществе, а её жизнь была авантюрной и почти развратной, несмотря на ангельскую репутацию танцовщицы. Став настолько богатой, в том числе благодаря пожертвованиям поклонников, чтобы иметь ряд дворцов в Венеции, она закончила свою жизнь в бедности, преподавая танцы.


2. Анна Павлова (Санкт-Петербург, 1881 - Гаага, 1931)

Почитаемая элитой и принадлежавшая массам - Анна Павлова, воплощение танцовщицы-лебедя. Выбравшись из царской России, она появлялась на парижских и лондонских сценах, а между гастролями ездила в Австралию. Именно там ей посвятили торт - белое безе, похожее на её пачку.

Всегда идеальная в своём стиле, в одежде Анна отдавала предпочтение мехам шиншиллы и соболя; была любительницей шляпок со страусиными или ястребиными перьями.


3. Марго Фонтейн (Райгит, 1919 - Панама, 1991)

Для новых поколений балерин Марго Фонтейн остаётся образцом английской балерины: безупречная - на сцене и в жизни - она не зря получила титул Дамы Британской империи.

После детства в Китае Марго вернулась в Великобританию, где утвердилась в качестве танцовщицы-символа Королевского балета.

Её личная жизнь была достаточно оживленной: первый муж - панамский дипломат, ставший жертвой политического скандала. Позже -  отношения с Рудольфом Нуреевым: он - двадцатилетний вундеркинд, только что сбежавший из Советского Союза, она - почётная сорокалетняя балерина, которой уже светит отставка. Между ними разгорелась страсть, на сцене и, возможно, не только, после исторической «Жизели», за которой следуют золотые сезоны, и аж до балета «Маргарита и Арманд», созданного специально для них.


4. Майя Плисецкая (Москва, 1925 - Мюнхен, 2015)

Жизнь этой балерины могла бы стать отличным сюжетом для фильма. Получив звание абсолютной примы-балерины, она покорила целые поколения зрителей своей блестящей техникой и изысканным лиризмом.

Неукротимый темперамент танцовщицы так и не поддался советской власти, которая делала всё, чтобы скрыть Майю от мира - например, запретив ей выступать за границей. Но её слава превосходила любую идеологию. Помимо хореографов, которые дарили ей балеты, западные модельеры и фотографы также восхищались её светящимися глазами, длинными волосами, лебединой шеей и волевой красотой.


5. Алисия Алонсо (Гавана, 1920 - Гавана, 2019)

Кубинский балет - уникальное явление благодаря сочетанию классической техники и карибской страсти. Алисия Алонсо всей своей натурой отрицает, что классический балет может быть исключительно западным искусством.

Танцевать Алисия продолжила даже восьмидесятилетней, наслаждаясь гастролями до последних своих дней: с ярким театральным макияжем, блестящими красными ногтями и неизменным шарфом на голове.


6. Карла Фраччи (Милан, 1936)

Наследница див романтического балета, благодаря своей простой и яркой красоте, изяществу и вечной женственности, Карла Фраччи воплощает собой образ классической танцовщицы.

Из своего театра Алла Скала «Карлина» взяла курс на международную карьеру: главная героиня многих незабываемых шоу в великих театрах мира и сам Рудольф Нуреев в качестве партнёра.


7. Сильви Гиллем (Париж, 1965)

Сильви Гиллем изменила стиль балета последних 30 лет.

Всем известна её безупречная и царственная техника, а особенно её красивые ноги в положении «шесть часов». Дебютировав в художественной гимнастике и будучи вундеркиндом в Школе балета в Париже, она вошла в труппу в 16 лет, а в 19 уже стала примой-балериной.

Капризная по своей натуре, «Мисс Нет» оставила Оперу, чтобы чувствовать себя свободнее. С этого момента прошло 50 лет, а прощание со сценой оказалось безвозвратным: перфекционистка, какая она есть, не пойдёт на компромиссы.


8. Алессандра Ферри (Милан, 1963)

Художественная и личная истории современной балерины трагедии Алессандры Ферри столь же неотразима, как и истории див прошлого.

Страсть и смелость всегда определяли её выбор: одарённая ученица балетной школы при Алла Скала, в 15 лет она перешла в Королевскую балетную школу в Лондоне, где стала примой-балериной. Ей было всего 19, когда она со своим горячим темпераментом играла Джульетту для сэра Кеннета Макмиллана, легендарного хореографа.

Её артистическое любопытство заставило её уехать из Лондона в Нью-Йорк - по приглашению Михаила Барышникова, одного из ее избранных партнёров, она стала любимой примой Американского театра балета.

В разгаре успеха Алессандра попрощалась со сценой, чтобы посвятить себя своим дочерям Эмме и Матильде, но вернулась через семь лет, «потому что не может жить без танцев».


9. Светлана Захарова (Луцк, 1979)

Царица русского балета Светлана Захарова уже много лет показывает своё превосходство в танцевальном мире. Ангельская красота и вспыльчивый характер вдобавок к её таланту сделали из неё успешную приму-балерину.

Получившая сотни призов и наград, звезда Большого московского балета является ещё и выдающейся личностью помимо танцев: за её плечами политический опыт в качестве члена российского парламента, балетный фестиваль для детей, который носит её имя, и участие в нескольких телепередачах.


10. Мисти Коупленд (Канзас-Сити, 1982)

Настоящей революцией для балета стало появление на сцене Мисти Коупленд, первой афроамериканки, получившей звание примы-балерины Американского театра балета.

От неблагополучного детства в пригороде Западного побережья Мисти удалось сбежать благодаря изучению балета. Мисти понадобилось много лет, чтобы утвердиться и танцевать великие роли примы-балерины: её дебют в белой пачке в "Лебедином озере" стал историческим; после него ей удалось сыграть Джульетту в Алла Скала.




Десять чарующих женщин, изменивших историю балета - их жизни могут стать источником вдохновения и мотивации.
    Идет загрузка