Наша Коко до Шанель: как киевлянка основала дом моды в Нью-Йорке
Любовь и эмиграция
В начале двадцатого века простая киевская гимназистка мечтала о славе большой актрисы. И, кажется, обладала всеми, необходимы для этого данными: запоминающейся внешностью, гордой осанкой, манерностью и амбициями. За Саниной тянулся бесконечный шлейф поклонников, внимание которых она воспринимала всегда свысока, хотя легких интрижек, вплоть до самого замужества, не чуралась.
Первая волна революции накрыла ее в харьковском театре, где Саниной доставались мелкие роли и бесконечное внимание "русского Пьеро" шансонье Александра Вертинского. Девушка не на шутку вскружила ему голову: Вертинский был очарован, порабощен, а вскоре и брошен. Он посвятил будущей конкурентке Коко Шанель несколько своих сочинений, среди которых "Послушайте, маленький, можно мне вас тихонько любить?" и "Вы стояли в театре за кулисами", но укротить строптивый пыл Саниной не смог: грянула гражданская война, она встретила беглого белого офицера Георгия Шлее и на всех парах унеслась с ним в Европу.
"Платья от Валентины"
Вдали от родины Валентине, теперь уже Шлее, довелось перепробовать массу профессий: она танцевала в кабаре, работала продавщицей и манекенщицей до того, как начать шить платья (свой первый салон она откроет лишь, когда ей исполнится 40). Там же, колеся между Францией и Грецией, ее муж станет Джорджем, а сама Валентина начнет создавать традиционные наряды греческих богинь и сохранит любовь к простым и плавным линиям, придающим элегантности, во всем своем творчестве.
Вскоре Европа станет слишком маленькой для четы Шлее. Они переберутся в Америку, где в то время окажется немало русских, утративших свою родину после революции и беспризорно болтающихся по миру. Начало прошлого века оказалось тем суровым временем, когда члены царских семей и главнокомандующие армий в одну секунду превращались в уборщиков и торговцев всякой ерундой.
В некотором роде не обошла эта участь и Санину. В 1928 она открыла салон "Платья от Валентины", и до того, как в нем начали одеваться главные кинодивы Голливуда, жены актеров и подружки режиссеров, шить ей помогали знакомые, муж искал клиенток, а несостоявшаяся актриса сама рекламировала свою одежду.
Без иголок и ниток
Тот самый салон
Первыми, кто заметил талант Саниной, были импресарио Серж Дягилев и художник Лев Бакст, восторженно отозвавшийся о сшитых ею для балетных "Русских сезонов" костюмах. Именно Бакст безапелляционно заявил, что пора бросать театральные подмостки и брать в руки нитки…
Так мадам Шлее и поступила, но помогли ей в этом свинговые и джазовые 20-е и 30-е годы: пока все барышни наряжались в брюкии стриглись под мальчиков, она шила тонкие изящные платья и настаивала на бессмертных идеалах женственности. Для того чтобы создать потрясающий наряд, ей даже не требовалась швейная машинка: Санина могла обернуть вокруг модели отрез ткани, скрепив его в отдельных местах булавками.
При этом все сегодняшние модницы должны сказать ей гигантское спасибо: мадам Валентина не только настаивала на комфорте одежды, но и утверждала, что красивым может быть лишь то, в чем женщина чувствует себя удобно. Остальная одежда уродует и делает жалкой безликой тенью.
Большая страшная дружба
Валентина Санина и Грета Гарбо
Неудивительно, что в ее элегантные и лаконичные платья одна за другой стали наряжаться главные модницы Америки: Санина никогда не заимствовала чужих идей и повторяла, что копия не сможет сравниться с оригиналом, даже если оригинал – героиня "Завтрака у Тиффани".
Однажды порог ее салона переступила Грета Гарбо. С этого момента началась история одной женской дружбы и одной женской ненависти. Грета и Валентина быстро сошлись: они были очень похожи внешне, любили проводить вместе время и подшучивать над американской богемой, иногда выдавая себя на публике друг за друга. Валентина шила подруге платья, а та в ответ не придумала ничего более оригинального, чем приобрести квартиру в одном с четой Шлее подъезде и увести у мужа…
На этих фото Валентина Санина запечатлена с супругом
А тут господин Шлее уже в компании Греты
Это было ужасно: Георгий, он же Джордж, не спешил уходить от страдающей жены, при этом постоянно пропадая в квартире по соседству и сопровождая Грету Гарбо во всех поездках. Сама Санина, не имевшая ни детей, ни родственников, не отваживалась разорвать мучительный треугольник. Роман прервала лишь смерть Джорджа. Но и после нее бывшие подруги продолжали сосуществовать в одном подъезде, правда, приплачивая консьержкам, чтобы не встречаться на площадке.
Как-то все же столкнулись, и возбужденная Санина крикнула вслед Гарбо: "Сгинь, сатана!".
В памяти
Создательница любимых платьев классического Голливуда прожила довольно долгую жизнь. Она умерла в год своего девяностолетия в 1989, но вполне вероятно, что этот год стал скорее ее столетним юбилеем: поговаривали, еще в молодости Санина скинула десяток лет в паспорте, чтобы не быть старше супруга хотя бы по документам.
Став главной русской женщиной-модельером, сумевшим добиться славы за рубежом, она всегда учила не равняться в моде на год, а равняться на век, и шила платья, одеть которые могла бы каждая модница даже сегодня. Кстати, на многие из ее нарядов можно посмотреть в американском музее "Метрополитен".
P.S.
В 1949 году Александр Вертинский посвятил ей циничное и жесткое стихотворение "Мыши". Случилось это спустя три десятилетия после расставания пары. Писал он Валентине и позже: разве есть срок давности у настоящих чувств и настоящих обид? Вот некоторые строки этого послания:Мыши съели Ваши письма и записки.
Как забвенны "незабвенные" слова!
Как Вы были мне когда-то близки!
Как от Вас кружилась голова!
Я Вас помню юною актрисой.
Внешность... Ноздри, полные огня...
То Вы были Норой, то Ларисой,
То печальною сестрою Беатрисой...
Но играли, в общем, для меня.
…Где теперь Вы вянете, старея?
Годы ловят женщин в сеть морщин.
Так в стакане вянет орхидея,
Если в воду ей не бросить аспирин...