Стихийность и хаос
Стихия (элемент) в античной и средневековой натурфилософии — одна из четырех первооснов Мира: Земля, Вода, Воздух и Огонь. В древнекитайской философии к этим четырем стихиям добавляется стихия Дерево.
В современной науке под стихией понимается: «Неорганизованная, ничем не сдерживаемая сила, действующая в природной и общественной среде в виде того или иного социального движения, информационного потока, волны интереса, ярко обнаруживаемого стремления к чему-либо, колебаний настроения, возбуждающих импульсов. Стихия обладает принуждающей, подчиняющей силой, она детерминирует выбор возможностей саморазвития».
Василий Павлович Гоч
Профессор, философ, писатель
Научные исследования показали, что любой процесс, имеющий волновой характер, замыкается, когда приходит к своему логическому завершению. И сегодня настал момент, когда в мировой экономике нужно ощутить хаос как энергию, переключающую систему и переводящую ее на новый уровень. Система должна пройти через состояния хаоса, чтобы перейти в глубинный порядок.
Теория Причинности утверждает, что все процессы и явления в Мироздании происходят в континуальностях, организованных стихиями, и осуществляются с их участием. Стихии являются фазовыми состояниями динамической системы координат.
Внутренней стихийностью обладает любая социальная группа, в которой не решена проблема недоразвитости: являясь формой неосуществления, недоразвитость проявляется безответственностью и двойными стандартами и приводит к социальным бедствиям, для оправдания которых запускаются идеи, связанные, в основном, с установлением и защитой «демократии», правами и свободой некоторых социальных групп.
Василий Павлович Гоч
Профессор, философ, писатель
Снизить стихийность социальной общности (группы) возможно расширением границ ее бытия — через духовный рост повысить творческий потенциал.
«Любовь к отечеству закрывает протекание общества и останавливает беспорядки и мятежи» (Дао, 18)
Хаос — функционирование явлений, несущественное отношение, внешнее определение сущности, совокупность внешних различий существенного, непосредственное бытие Закона. «Закон живет смертью хаоса, исключением до известного предела индивидуального, неповторимого. Но справедливо и противоположное: хаос возможен только при игнорировании порядка, Закона, при отвлечении от повторяемости, общности, присущими любым процессам» (А.И. Герцен).Василий Павлович Гоч
Профессор, философ, писатель
Хаос — это не абсолютное отрицание порядка. Он является специфическим выявлением порядка. В зависимости от характера порядка формируется и специфика хаоса.
В НТН хаос определен как трансценденция изначальной свободы и представляет форму дискретного сознания. Хаос изначально вписан в ментальность. «Материя ― это не хаос, она имманентно содержит в себе законы своего собственного развития» (И. Кант). Но хаос, придав свободу внутренним законам развития Материи, проник в нее и вошел во внутреннее содержание Вещей, которые свободны от хаоса лишь в форме. Хаос обладает тотальностью, а любая форма «выхлопа» хаоса беспредельна: большой выхлоп хаоса (война) или малый выхлоп (ссора в семье) — оба не имеют границ и потому одинаково вредны. «Хаос, поднятый у других, разгорится пожаром в твоем доме» (Дао, 5).
Всякий, кто берется за переустройство Мира, сталкивается с хаосом. Второй закон термодинамики гласит, что энтропия или хаос нарастает в закрытых системах (дискретах), и, при достижении определенных показателей энтропии, система разрушается. В отношении хаоса требуется его духовно-творческое преобразование, так как управление им невозможно в силу природы хаоса. Всякое движение хаоса, в том числе и попытка управления им, есть хаос и ничем другим быть не может.
В.С. Соловьев считал, «что только духовное существо может бросить вызов хаосу мира и преодолеть его. Таким существом является человек, принадлежащий к двум мирам одновременно: духовному миру свободы и творчества и инертному миру природы». Высшую цель и задачу человеческого бытия В.С. Соловьев определял, как окончательное преодоление хаоса мира посредством его природного и духовного преображения.
Где купить книгу
- издательство «Истина», г. Тюмень: istina_s@tyumen.ru;
- издатель Карпин Александр Владимирович, г. Севастополь: avkarpin@yandex.ru;
- центр «Айзорэль», г. Санкт-Петербург: info@aizorel.ru;
- web-адрес заказа книг «Лекции по Тотальности», «Социальные аспекты Тотальности», «Тотальная Экономика», изданных в Германии: www.ljubljuknigi.ru;
- контактные данные Школы Причинности: Центр «Звезда Утренняя», г. Москва: 1130311@mail.ru.