10 звезд, которые боятся… сцены
1. Адель
![адель адель](/files/img/c/sucess-ideas/zvezdnaya-zhyzn/fear1.jpeg)
Вам покажется, что мы подшучиваем над вами, но одна из самых популярных исполнительниц ХХІ века испытывает определенный дискомфорт, выступая перед слушателями. «Я до ужаса боюсь выступать перед аудиторией» - призналась певица, «иногда меня просто переворачивает внутри». Однажды, во время концерта в Амстердаме Адель настолько испугалась, что покинула здание через запасной выход. В Брюсселе от нервного перенапряжения ее стошнило на кого-то из ассистентов. Единственный способ справиться с нервами – «шутить, потому что только юмор и непринужденная болтовня на разные темы спасает меня в таких ситуациях». Также страх сцены пересиливает страх разочаровать своих поклонников: «Я всегда боюсь, что кто-то посчитает деньги, потраченные на билет, выброшенными зря и предпочтет слушать мои песни в плеере. Вот это будет действительно убийственно».
2. Эйлин Аткинс
Известная британская актриса и сценарист, Эйлин Аткинс называет свои первые выходы на театральные подмостки «полным и абсолютным провалом». Ее коллега Майкл Брайант однажды дал ей очень ценный совет: «Если ты осознаешь свою никчемность для вселенной и космоса, тебя ничто не сможет напугать. Но это одна из самых сложных задач для человека – перестать хоть на секунду чувствовать себя важным и значимым. Возможно, виной этому страх оказаться недостаточно хорошим для кого-то или попросту его разочаровать». При этом Аткинс так полностью и не избавилась от страха перед зрителями даже несмотря на преклонный возраст и внушительный актерский стаж. «Боже упаси начать задумываться о том, кто сидит в зале. Как только я начинаю воспринимать зрителей как группу индивидуумов и задумываться о каждом из них, меня пробирает дрожь. Пока я не знаю, кто именно неистово хохочет над моими репликами – все хорошо».
3. Питер Эйр
Когда актер исполнял роль Жака в постановке шекспировской комедии «Как вам это понравится», Анжелика Хьюстон спросила его: «Неужели у тебя с такой легкостью получится рассказать зрителям о семи возрастах?» К слову, именно этот монолог зачастую ставит большинство актеров в тупик. И именно тогда, когда актер готовился произнести уже ставшую крылатой первую фразу – «Весь мир - театр», заданный вопрос начал терзать его, мешая сконцентрироваться на игре. Голос в голове звучал так четко и выразительно, что Питер ценой невероятных усилий заставил себя отыграть роль. С того времени прошло много лет, но Эйр нашел довольно интересный способ побороть страх, когда ему приходилось в очередной раз произносить злосчастную речь – он никогда не расставался с томиком Шекспира, который стал своеобразным талисманом и, по словам самого актера, «удивительным образом оберегает меня от подобных казусов».
4. Стивен Фрай
В 1995 году Стивен Фрай пытался покончить с собой после провала спектакля «Сокамерники», поставленном по пьесе драматурга Саймона Грея. Такая реакция была спровоцирована отрицательной рецензией в одной из британских газет - журналисты не поскупились на «похвалу», назвав его игру «жалкой попыткой люмпена прикоснуться к великому искусству театра». Позже Фрай признался, что «после этого случая меня очень долго преследовала какая-то жуткая тяжесть внутри, как будто я ношу в себе огромный валун и не могу сдвинуться с места. А ведь все из-а той сцены, где мне приходится стоять перед зрителями в нижнем белье…с жутким раздутым брюхом». После неудавшейся попытки суицида актер улетел в Бельгию. Спектакль продержался на подмостках Вест-Энда не дольше трех недель и принес убытков на сумму в £300,000. Актерская карьера Стивена Фрая после этого случая стала успешно развиваться, несмотря на диагностированное биполярное расстройство.
5. Иэн Холм
Роль Хикки в постановке одной из пьес известного американского драматурга Юджина О’Нила «Разносчик льда грядет», премьера которой состоялась в 1976 году (задолго до того, как он сыграл легендарного Бильбо Бэггинса в трилогии «Властелин колец»), стала чем-то вроде поворотного момента в жизни актера. «Я почувствовал, что что-то идет не так. В какую-то секунду я просто понял, что не могу продолжать делать то, что делаю», - признается Иэн. «Вот он я, который должен произносить ожидаемые вами реплики…вот и вы – моя аудитория, которая хочет их услышать…я тогда просто стоял перед людьми и нес всякую чепуху». Далее последовал медленный уход со сцены, сопровождаемый молчаливым негодованием и удивлением его коллег, и полный ступор в гримерке. «Я тогда чувствовал себя полным отморозком, но не мог даже пошевелиться. Мое сознание как будто подернулось темной пеленой, и страх был просто парализующим». После этого инцидента Холм не выходил на театральную сцену около 15 лет.
6. Эван Макгрегор
«Что бы не писали обо мне таблоиды, я не испытываю никакого страха перед публикой», - заявил Эван в одном из интервью в 2005 году. Безусловно, возвращение на сцену не прошло для актера безболезненно, но он смог убедить себя в том, что это ему действительно нужно: «Честно говоря, наступает момент, когда ты уже сыт по горло всеми этими рассказами о спадающих в самый неподходящий момент штанах и жуткой панике – тогда я просто отключаюсь и ловлю кайф от своей работы, смакуя каждое ощущение. Когда я забыл текст песни, играя Ская Мастерсона в «Парнях и куколках», поначалу я чувствовал себя полным идиотом. Но в таких случаях главное глубоко вдохнуть и успокоиться – ни одна мелочь не должна заставить вас потерять веру в себя и свои силы».
7. Лоуренс Оливье
Легенда мирового кинематографа Лоуренс Оливье на протяжении пяти лет страдал от глубокой депрессии, которую спровоцировала реакция публики на проблемы с голосом. С того момента его постоянно преследовал страх сцены – для того, чтобы не окончательно не разрушить свою карьеру, ему пришлось выработать определенные стратегии. Во-первых, он всегда просил кого-то из актеров присутствовать на сцене, даже в тех случаях, когда он должен был произносить монологи в одиночестве (например, играя Отелло, он просил Яго всегда находиться неподалеку). Во-вторых, Оливье всегда просил коллег не смотреть ему в глаза во время репетиций и спектаклей, поскольку ему «казалось, что они замышляют против меня что-то нехорошее».
8. Стивен Осборн
Всемирно известный британский пианист шотландского происхождения Стивен Осборн впервые почувствовал страх перед публикой, когда начал исполнять произведения Моцарта: «Не могу сказать, что я забыл какую-то часть, но ощущение было прескверным – как будто в одну секунду до уровня носа поднялась вода и угрожала блокировать дыхание». Через несколько лет, когда Стивен исполнял Рахманинова, с ним случилось нечто вроде провалов в памяти. «Это было чем-то похоже на землетрясение. Я уж было решил, что моей музыкальной карьере конец». Музыкант изобрел свой способ успокоить разыгравшиеся нервы: «Если вам придется когда-либо прочувствовать нечто подобное, просто спросите себя: когда я буду лежать на смертном одре, будет ли иметь значение то, какую ноту я пропустил в этой части?»
9. Карли Саймон
Американская певица и автор песен Карли Саймон придумала довольно оригинальный способ борьбы с внезапными приступами паники. Когда это случилось с ней во время одного из концертов в Питсбурге, Карли просто пригласила группу слушателей подняться к ней на сцену для того, чтобы…сделать ей массаж! Пятьдесят человек тут же выполнили ее просьбу, размяв исполнительнице стопы и руки. Обнаружив однажды, что подобное «вмешательство» помогает отвлечься от тревожных мыслей, Карли начала активно им пользоваться. Правда, поначалу физическое воздействие было более экстремальным – певица сознательно надевала тесную обувь или прикрепляла к одежде острые шпильки, чтобы болезненные ощущения «перекрывали» психологический дискомфорт. «На одном мероприятии мне нужно было петь для приглашенных гостей, среди которых были в основном политики. Когда я почувствовала знакомую дрожь в коленках, я попросила трубачей из оркестра поупражняться в интенсивности звуков и потрубить мне в лицо. Такая просьба вызвала огромное удивление, но музыкантам понравилось. И правда, очень бодрит – выступление прошло на отлично».
10. Эллен Терри
Одна из самых известных актрис ХІХ века однажды призналась, что и ей не чуждо ощущение тревоги во время выхода на сцену. В 1861 году она играла в одном спектакле, и количество времени, отведенное для репетиций, было сведено к минимуму. Эллен пришлось справляться с ужасно трудной задачей – одновременно заучивать пять огромных монологов! Свои ощущения она описала очень подробно: «Представьте себе сороконожку, бесчисленные лапки которой покрыты льдом, ползающую по вашей голове. Сомнительное удовольствие, не так ли?» В дополнение к такому специфическому опыту актриса «ощутила слабость в коленях» и «абсолютную неспособность произнести хотя бы слово. Таких мучений я не испытывала никогда».
Как видите, даже звездам иногда приходится переживать подобные ситуации – а ведь многим из них встречаться с публикой приходится чуть ли не каждый день! И если вам в недалеком будущем придется произносить тост на дне рождении друга или защищать диплом, а вы испытываете неуверенность в собственных навыках ораторского искусства, обязательно вспомните об этих историях, глубоко вдохните и…сразите всех наповал!