«Я снимал 4 сестёр 43 года подряд»: творческий путь Николаса Никсона
Он колесил по миру со своими работами, постоянно меняя выставки и галереи, купаясь в лучах славы. Люди рыдали, глядя на его фотографии − они задевали за живое, а герои на снимках входили в историю. Фотограф-звезда, который приобрел небывалую популярность, но остался без работы.Что же могло разрушить столь блистательную карьеру?
Как и положено любому гению, идея фотопроекта пришла Николасу случайно. В 1975 году, будучи уже тогда профессором фотографии Массачусетского колледжа искусств, он просто так, на память, сфотографировал свою жену Бебе и трех ее сестер. На тот момент Хезер было 23 года, Мими всего 15, Бебе было 25, а Лори − 21. Молодые, уверенные, дерзкие, разные, но по-своему красивые девушки отлично смотрелись вместе в кадре.
Про семейный снимок со временем забыли, но через год на выпускном одной из сестер Никсон повторил фотографию, расставив сестер в том же порядке. Найти отличия в двух снимках было просто: уже как будто другие девушки смотрели на него через объектив. Тогда сестры дали друг другу обещание: каждый год встречаться и делать такой семейный портрет, даже если они находятся в разных уголках планеты.
И они сдержали его. Сестры Браун встречались каждый год, а коллекция продолжала пополняться новыми снимками. Менялись возраст, локации, мода, стиль, внешность, но одно оставалось неизменным − сестринская любовь, проникающая через кадр. Появлялись морщины, синяки под глазами, отеки, была заметна усталость, но они были рядом и встретили эту старость вместе. Мы ничего не знаем и не узнаем о их личной жизни, мы не поймем, что их волнует в момент съемки. Есть только 43 немых черно-белых фотографии со своей историей, которые Николас объединил в проект «Сорок портретов за сорок лет».
Первые 36 снимков он представил в 2014 году в галерее Испании, и они имели огромный успех. Зрители не могли сдержать эмоций, а когда доходили до последней фотографии с подписью «everyone won’t be here forever» («все мы не вечны») вовсе захлебывались в слезах. Некоторые, прямо не выходя с выставки, звонили своим мамам, папам, сестрам, бабушкам, просили прощения и напоминали о своей любви. Благодаря его работе, сестры Браун вошли в историю, а эта серия фото до сих пор вызывает у людей неподдельные эмоции. Последний, 43 снимок, Никсон сделал в 2017.
Лица женщин − лица, на которые жизненный опыт наложил отпечаток
По фотографиям можно понять, как менялись взаимоотношения между сестрами. На первых фотографиях руки скрещены на груди, женщины стоят по отдельности. Визуальное утверждение своей индивидуальности с годами постепенно переходит в позы, где сестры буквально опираются друг на друга. Им важна поддержка, их руки проявляют солидарность − они хотят обнять, утешить, охватить талию, плечо, шею. С кадой новой фотографией все больше и больше проявляется их единство, «сестричество».
Прославился Николас не только благодаря этой работе. Он также известен серией об умирающих от СПИДа людях (People with AIDS). 15 снимков рассказывают о страшной трагедии Америки 80-х, о «болезни, умирании и смерти». Здесь Никсон, напротив, решил приоткрыть дверцу к душам тех, кого он фотографировал. Он посещал больницы, записывал голоса больных и показывал их историю. Так, одной из его героинь стала Элизабет Рамос, мать двух мальчиков, которая получила СПИД от своего бойфренда. Она умерла вскоре после интервью.
Книга наглядно иллюстрировала, что такое жизнь со СПИДом и как люди справляются с лечением, поддержкой или ее отсутствием со стороны друзей и семьи. Полученную прибыль от этой работы Никсон отдал на благотворительность.
Когда у Николаса родилась дочь, он вновь взял фотоаппарат в руки. Так родилась его известная серия «Семейные снимки». Все снова − черно-белые.
В жизни и карьере фотографа все было замечательно: постоянно пополняющиеся выставки, неплохая должность в колледже. Но все это обрушилось, когда в апреле 2018 года в Сети появился громкий заголовок: «Музей снимает выставку на десять дней раньше по просьбе фотографа Николаса Никсона, обвиненного в сексуальных домогательствах». Оказалось, что более десятка бывших учеников фотографа написали заявления о неподобающем поведении профессора. По словам учеников, они многие годы терпели приставания, варьировавшиеся от вульгарных замечаний в классе до просьб позировать обнаженными. Более того, ребята рассказывали, что фотограф неоднократно приносил в класс снимок своих гениталий. Мол, для профессионального разбора фотографии.Черно-белые фотографии все же менее удачно описывают реальность, так как по своей сути более абстрактны.
Но мне этот процесс доставляет удовольствие и кажется чудом.
Пару месяцев назад
я снял несколько цветных, выглядящих реалистично снимков,
однако мне это не интересно.
Никсон, который вначале утверждал, что за 42 года преподавания никого и пальцем не тронул, все-таки покинул свой пост в возрасте 71 года. Кто прав в этой ситуации − до сих пор непонятно. Ясно, что этот скандал отразился на карьере фотографа, а точнее полностью разрушил ее. Галереи, в которых только недавно яблоку негде было упасть, быстро закрылись, и некогда успешный фотограф оказался на улице. Сейчас о Никсоне ничего не слышно. Быть может, он продолжает фотографировать, но теперь уже только свою семью. А в Интернете и памяти людей только и остались, что его тихие черно-белые портреты.
Вот такая интересная и необычная судьба. И в истории не мало похожих примеров. В нашей статье мы рассказали об актерах, которые чуть не лишились самых главных ролей в своей жизни по собственной глупости.
А если вас тоже пленяет мир фотографии, то вы наверняка оцените самые креативные фотопроекты в мире. Ну а тем, кто всерьез подумывает стать фотографом, мы советуем заглянуть в эту статью и заранее изучить все подводные камни такой профессии.