Зависимость, аресты и "Марвел": история Роберта Дауни-младшего
А другие хиты, такие как «Шерлок Холмс» и «Солдаты неудачи», гарантируют, что он ассоциируется не только с Тони Старком. Он пользуется уважением не только кинозрителей, но и критиков, особенно за то, что до «Марвел» работал с такими крупными американскими режиссерами, как Дэвид Финчер, Стивен Содерберг и Ричард Линклейтер.
Но Дауни прожил много жизней, прежде чем оказался на вершине. Его карьера состояла из триумфальных взлетов и изнурительных падений, и эти падения стали настолько публичными, что определяли его на протяжении большей части 1990-х и 2000-х годов.
Он пережил бурю наркотической зависимости и уже 20 лет как трезв, но путь к этому был нелегким, и каждый шаг документировался и тщательно изучался СМИ. Вот несколько самых ярких моментов на его трудном пути к успеху, причем взлеты и падения почти всегда происходили на глазах у публики.
Снимался в фильмах своего отца
Дауни начал работать в шоу-бизнесе очень рано. Его отцом был уважаемый режиссер-контркультурщик Роберт Дауни-старший, чья культовая комедия «Патни Своуп» оказала влияние на многих режиссеров, в частности на Пола Томаса Андерсона. Дауни-старший дал своему сыну первую роль в кино, когда тому было всего пять лет: он сыграл щенка в фильме 1970 года «Загон». Два года спустя он дал ему еще одну роль в фильме «Дворец Грисера».
Дауни-старший также познакомил своего сына не только с киноиндустрией. Дауни выросли в «нормализованной наркокультуре» Нью-Йорка 60-х и 70-х годов, и легкий доступ к наркотикам отразился на Дауни-младшем с самого раннего возраста. Уже в шесть лет Дауни-старший разрешил своему сыну курить марихуану, и вскоре они стали употреблять наркотики вместе.
Дауни-младший сказал в интервью 1988 года, что отец принимал наркотики вместе с ним «как будто пытался выразить свою любовь ко мне единственным известным ему способом». Но то, что начиналось как связь между отцом и сыном, в конечном итоге превратилось в саморазрушительную модель поведения, которая едва не стоила Дауни карьеры и жизни.
11 сезон шоу «Saturday Night Live»
После нескольких небольших ролей в кино, в 1985 году Дауни получил то, что казалось ему большим прорывом. В том году продюсер «Saturday Night Live» Лорн Майклз собрал совершенно новый состав для 11-го сезона шоу. Дауни был одним из нескольких некомедийных актеров, включая Рэнди Куэйда, Джоан Кьюсак и Энтони Майкла Холла. Это был состав, полный будущих звезд, но сезон не принес никому из них пользы.
11-й сезон оказался бесславным провалом в истории «Saturday Night Live», потопленным плохим сценарием и членами актерского состава, которые не были комедиантами. Шесть из девяти новых участников, включая Дауни, не вернулись в шоу в 12-м сезоне, а следующий сезон открылся словами Мадонны о том, что прошлый сезон был лишь «ужасным, ужасным сном».
Дауни подвергся особой критике за этот сезон, а Rolling Stone назвал его худшим исполнителем в истории шоу. Если у сезона и был плюс для Дауни, то это то, что работа вместе с Энтони Майклом Холлом обеспечила ему место в Brat Pack – популярной в 80-х годах группе актеров подросткового и юношеского возраста. Связь с ними вскоре принесет ему широкое признание.
«Меньше чем ноль»
Прорыв Дауни произошел в 1987 году, когда он снялся в двух фильмах с товарищами по Brat Pack. Первый из них – «Специалист по съему» с Молли Рингоулд был неудачным, но второй, «Меньше чем ноль» с Эндрю Маккарти, привлек к нему значительное внимание и признание.
В начале своей карьеры Дауни снимался в основном в комедиях, таких как «Снова в школу» и «Ох уж эта наука!», но «Меньше чем ноль» был мрачной драмой, где он играл кокаинового наркомана, идущего по нисходящей спирали. Смена жанра заставила критиков обратить внимание на Дауни: его выделили как особый элемент фильма, а Роджер Эберт назвал его игру «настолько реальной, настолько тонкой и настолько наблюдательной, что это пугает».
Дауни назвал своего героя «призраком рождественского будущего», предсказав худшие последствия его наркотической зависимости, которые должны были произойти. Дауни уже регулярно употреблял наркотики, когда начались съемки фильма, но он рассказал Guardian, что раньше отделял употребление наркотиков от работы, делая это «после работы и на выходных». Производство и тематика фильма кинокартины усилили его зависимость до такой степени, что его тогдашний менеджер потребовал, чтобы он прошел курс реабилитации в 1988 году.
«Эйр Америка» и Мел Гибсон
Комедия 1990 года «Эйр Америка», рассказывающая о контрабанде наркотиков во время войны во Вьетнаме, стала провалом для критиков и коммерсантов и не помогла карьере Дауни. Но она послужила одной важной цели – познакомила его с Мелом Гибсоном. Они подружились во время съемок, сблизились из-за общей борьбы с наркоманией и были впечатлены приверженностью друг друга к актерскому ремеслу даже во время съемок бесполезного боевика. Дауни сказал Vanity Fair, что работать с Гибсоном было «все равно, что играть с Тедом Уильямсом (бейсболист) – у него был талант: без усилий делать шаг вперед и делать хоум-ран».
Дружба Гибсона и Дауни длилась даже тогда, когда у обоих мужчин была своя доля публичных разногласий. Первый фильм Дауни, снятый после реабилитации, «Поющий детектив», был спродюсирован Гибсоном, и он оплатил страховой залог Дауни из своего кармана.
История антисемитских, насильственных и расистских высказываний Гибсона сделала его голливудским изгоем на несколько лет (подробности о поведении Мела мы упоминали в этой статье). Однако Дауни публично выступал в его поддержку. В 2011 году, после того как против Гибсона были выдвинуты обвинения в домашнем насилии, Дауни выступил с речью, в которой сказал, что Голливуд «должен простить Гибсона и дать ему возможность работать».
Чаплин былглавным центром внимания для Дауни
Дауни получил самый настоящий прорыв в своей ранней карьере в 1992 году, когда его взяли сыграть легендарного актера Чарли Чаплина в биографическом фильме Ричарда Аттенборо «Чаплин». Убедительно сыграть одного из самых ярких артистов истории – задача не из легких, и Дауни отнесся к заданию очень серьезно.
Для подготовки он просмотрел фильмы Чаплина, чтобы изучить и повторить его позы, и даже научился играть на скрипке левой рукой, как Чаплин. К концу съемок Аттенборо был настолько впечатлен самоотдачей Дауни, что сказал в интервью Los Angeles Times: «Роберт теперь Том Круз и великий характерный актер в одном лице», а также заявил, что весь мир падет к его ногам. Собственно… оно так и произошло (спасибо Marvel).
Фильм «Чаплин» был принят не очень хорошо. Критики и зрители не нашли в нем ничего особенного, кроме игры Дауни. Но она понравилась им настолько, что он получил за нее свою первую номинацию на премию «Оскар». Хотя он и не получил награду, эта номинация закрепила за Дауни репутацию одного из лучших актеров своего поколения. И, казалось, предсказала ему будущую карьеру, подобную той, которую описал Аттенборо.
Арест в 1996 году
Хотя Дауни оставался чистым во время съемок «Чаплина» и «Эйр Америка», в начале 90-х он снова сорвался с катушек. Несмотря на зависимость, Дауни продолжал играть громкие роли у таких известных режиссеров, как Роберт Олтман и Оливер Стоун, на протяжении первой половины десятилетия. Но в 1996-ом его судьба начала меняться, когда его остановили за превышение скорости, а затем арестовали за хранение героина, кокаина и пистолета в машине. Три недели спустя он был арестован снова, когда его обнаружили проникшим в дом соседей в состоянии алкогольного опьянения и спящим на одной из их кроватей.
1996 год открыл шлюзы для целой серии громких арестов и злоключений Дауни, сделав его больше таблоидным объектом, чем кинозвездой. Даже, несмотря на эти отвлекающие факторы, он сохранял профессионализм на съемочной площадке. В том числе без проблем завершил работу над фильмом «Свидание на одну ночь» всего через несколько дней после своего первого ареста. Но все меньше режиссеров и студий хотели брать его на работу, и в конце 90-х годов он стал чаще появляться в суде, чем в кино.
После пропущенного теста на наркотики в 1999 году он отбыл один год из четырехлетнего тюремного заключения, выйдя на свободу досрочно, поскольку провел в тюрьме так много времени между своими предыдущими арестами. Во время вынесения приговора Дауни сказал суду (через BBC), что его зависимость была «как будто у меня во рту дробовик, палец на спусковом крючке, и мне нравится вкус металла».
«Готика» была важным испытанием
В 2001 году после пребывания в реабилитационном центре Дауни наконец-то обрел трезвость. Но память об его арестах и плохом поведении заставляла крупные студии неохотно брать его на работу. Они опасались, что у него случится рецидив, и он не сможет без проблем завершить съемки.
Триллер 2003 года с Холли Берри «Готика» стал первым испытанием Дауни на трезвость во время студийных съемок. Продюсеры фильма согласились нанять его на роль второго плана с условием, что 40% его зарплаты будут удерживаться до конца съемок, и не будут выдаваться ему вообще, если он будет плохо себя вести во время работы. Дауни оставался чист в течение всего периода съемок. Фильм «Готика» не произвел должного впечатления после выхода на экраны, но успех Дауни, вернувшегося к работе, был той победой, в которой он нуждался.
Съемки кинокартины также ознаменовали еще одну личную веху для Дауни. До этого он уже был женат и разведен, и во время «Готики» он встретил женщину, которая вскоре станет его второй женой. Он познакомился с продюсером Сьюзан Левин, ныне Сьюзан Дауни. К моменту выхода фильма Дауни сделал татуировку с именем Сьюзан. Через два года после выхода фильма они поженились.
Фильм «Поцелуй навылет» стал личной вехой
Упорная работа Дауни над «Готикой» привязала его к продюсеру фильма Джоэлу Сильверу. Сьюзан Дауни была продюсерским партнером Сильвера, и они с Дауни часто зависали в офисе Сильвера. После выхода фильма сценарист Шейн Блэк пришел в офис Сильвера, чтобы обсудить свой режиссерский дебют. Дауни был там, и Блэк попросил его прочитать слова главного героя нового фильма. Так Дауни получил главную роль в проекте Блэка «Поцелуй навылет», где Роберт не только играет главную роль, но и ведет повествование за кадром. Эта комедия стала демонстрацией чувства юмора Дауни, позволяющего ему вести диалог с впечатляющей скоростью и синхронностью.
Несмотря на отличные отзывы, «Поцелуй навылет» не имел финансового успеха. Дауни был разочарован тем, что его работа осталась незамеченной. Он сказал изданию The Hollywood Reporter, что «это был не тот праздник выхода в свет, на который я рассчитывал». Но Дауни был так рад, что Блэк дал ему возможность, что он остался с Блэком даже после провала, в конце концов настояв на том, чтобы он написал сценарий и снял «Железного человека 3».
«Железный человек» положил начало и Дауни и всей киновселенной Marvel
Дауни провел середину 2000-х годов, работая над своим возвращением в Голливуд, получая признание критиков за роли второго плана в таких фильмах, как «Зодиак» и «Помутнение». Но даже в расцвете своей карьеры у него не было более масштабной работы, как первый фильм киновселенной Marvel «Железный человек».
Режиссер Джон Фавро был впечатлен игрой Дауни в фильме «Поцелуй навылет», и он также считал, что проблемное прошлое Дауни делает его идеальным для роли исправившегося плейбоя Тони Старка. В интервью одной радиостанции Фавро сказал, что «история Железного человека на самом деле была историей карьеры Роберта».
Даже после того, как Дауни доказал, что может снимать студийные фильмы без происшествий, Marvel скептически отнеслась к его найму и несколько раз отвергала эту идею. Согласно статье в журнале Time, Дауни так сильно хотел получить эту роль, что «три недели готовился к часовым пробам». Даже после того, как Фавро и Дауни убедили Marvel в правильности своего выбора, ему заплатили за роль всего 500 тысяч долларов. Но опасения Marvel по поводу Дауни оказались необоснованными, так как он не только получил отличные отзывы за игру, но и принес фильму почти 600 млн. долларов по всему миру. Снявшись всего в одном фильме, Дауни вернулся в список А.
«Солдаты неудачи» вернули его на «Оскар»
Успех «Железного человека» мог быть просто случайностью, но всего через три месяца после него Дауни вернулся в кинотеатры с очередным хитом, доказав, что он здесь, чтобы остаться. Его вторым фильмом 2008 года стали «Солдаты неудачи», где ему досталась роль куда более рискованная, чем роль супергероя из комиксов.
Ему предстояло сатирически высмеять претензии актеров-методистов. И он сделал это, проведя весь фильм в черном костюме белого австралийского актера, слишком усердно играющего роль, которая вообще не должна была ему достаться. Режиссер и партнер Дауни по фильму – Бен Стиллер так нервничал из-за персонажа, что несколько раз пробовал фильм на темнокожих зрителях, включая членов NAACP (Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения). Они положительно отозвались и о фильме, и о персонаже.
Фильм стал хитом для критиков и коммерсантов, а риск, связанный с игрой Дауни, окупился одними из лучших отзывов в его карьере. Несмотря на противоречивый характер роли и то, что она была злой пародией на тех актеров, которых обычно любит награждать Академия, он получил свою вторую номинацию на «Оскар». Она стала вишенкой на «киноторте» 2008 года, доказав, что Дауни вновь обрел респектабельность и кассовые сборы.
Успех «Шерлока Холмса» не был тайной
Если и оставались какие-то сомнения вспособности Дауни играть главную роль, то они развеялись в 2009-ом, когда он добавил к своей карьере еще один блокбастер. В этой франшизе ему предстояло вернуться к вызову «Чаплина», сыграв другого культового (пусть и вымышленного) британца – Шерлока Холмса.
Благодаря связям Дауни с Джоэлом Сильвером он снова оказался в нужное время в нужном месте, поскольку Сильвер продюсировал новый фильм о Холмсе режиссера Гая Ричи. Сьюзан Дауни дала ему сценарий, и Роберт был увлечен этой новой концепцией Холмса. На пресс-конференции, состоявшейся перед началом съемок фильма, Дауни сказал, что его привлекло то, что этот Холмс был «причудливым и немного сумасшедшим», те качества, которые Дауни находил и в себе.
Исполнение Дауни не оттолкнуло зрителей. Даже наоборот, «Шерлок Холмс» доказал, что актеру не нужно сглаживать свою эксцентричность, чтобы завоевать публику, ведь фильм стал настолько популярным, что обеспечил Дауни вторую франшизу блокбастеров за два года. Его игра в «Холмсе» также принесла ему второй «Золотой глобус», завершив 2000-е годы на очередной триумфальной ноте.
«Судья» не поддержал команду Дауни
В 2010 году Роберт и Сьюзен Дауни создали продюсерскую компанию Team Downey, намерением которой было производство фильмов для Дауни в главной роли. Первой кинокартиной команды Дауни стал драма «Судья» (2014), в которой Дауни сыграл роль ловкого адвоката, возвращающегося домой к больному отцу.
Фильм задумывался как претендент на премию «Оскар», премьера даже состоялась на Международном кинофестивале в Торонто, известном тем, что там дебютируют номинанты и победители на звание лучшей картины. Но «Судья»получил смешанные отзывы и только одну номинацию на «Оскар» для Роберта Дюваля, а не для Дауни. Команда Роберта не выпускала другой фильм в течение шести лет, вернувшись с «Удивительным путешествием доктора Дулиттла» в 2020 году и потерпев очередную неудачу.
По мере того как Дауни все больше вовлекался в кинематографическую вселенную Marvel, он почти полностью прекратил сниматься в фильмах, не относящихся к франшизе. Актер даже отказался от главных ролей в таких признанных фильмах, как «Врожденный порок» и «Гравитация», чтобы сосредоточиться на ролях Тони Старка и Шерлока Холмса.
Фильм «Судья» стал его первой главной ролью за последние четыре года, где он не играл ни Старка, ни Холмса. И после провала «Судьи» и «Дулиттла», единственная кинокартина, которую он и команда Дауни теперь хотят выпустить – это «Шерлок Холмс 3». Фильм выходит 22 декабря 2021 года.